RUS ENG
МОСКВА: [email protected]
Карта сайта

Поиск

Мой ЭдванХок:



работодателю


соискателю


о компании


оформить заказ


КОНТАКТЫ



  НОВЫЕ ВАКАНСИИ

  ПУБЛИКАЦИИ   КОНСУЛЬТАЦИЯ

Извлечение сообразительных

Чем оборачивается попытка задешево нанять достойного сотрудника

Методика групповой оценки, так называемый асессмент-центр, все чаще применяется российскими работодателями для отбора кандидатов на массовые позиции. Людей проверяют на стрессоустойчивость, доброжелательность и внимательность к клиентам. Клиентам, однако, от этого легче не живется.

В Собинбанке по технологии асессмент-центра собеседования проводят с весны. Мероприятие начинается с того, что представитель банка мотивирует собравшихся на прохождение процесса оценки: рассказывает о банке, подчеркивает важность отбора “лучших из лучших”. Уже на этом этапе происходит отсев кандидатов — некоторые уходят. “С соискателями у нас просто беда: люди очень высокого о себе мнения, считают ниже своего достоинства доказывать, что они могут где бы то ни было работать”, — говорит Максим Белухин, начальник департамента по работе с персоналом Собинбанка.

На втором этапе оставшихся просят рассказать, какими качествами, на их взгляд, должен обладать сотрудник банка. “Ведущий и другие участники группы задают наводящие вопросы, чтобы человек рассказал о себе, — продолжает Белухин. — В это время оценивается внешний вид кандидата, его манера держаться, речь, использование подручных средств для презентации, способность увлечь аудиторию”. Дальше группа разбивается на команды — каждая получает задание. Здесь выявляют отношение кандидата к клиентам, его умение аргументировать собственные действия и работать в условиях стресса. “Это важнейший момент: в процессе общения тестируемый ведет себя, как умеет, — продолжает Белухин. — Мне доводилось видеть людей, которые буквально нависали над оппонентами и кричали на них, хотя на презентации убеждали, что никогда не выходят из себя”. Процесс длится около двух часов. В результате из 15 человек отбирают в среднем не более пяти, которых отправляют на дальнейшее собеседование уже с руководителем подразделения.

Почувствовать кандидата

“При подборе на массовые позиции использование тестовых методик позволяет работодателям сэкономить время и отбирать только тех кандидатов, чьи навыки соответствуют требованиям будущей работы”, — комментирует Светлана Тарасова, заместитель директора кадрового дома “Суперджоб”. Например, в “ДжиИ Мани Банке” в ходе тестирования будущий сотрудник отдела продаж получает задание продать какой-либо продукт банка, а операционист — поговорить с проблемным клиентом, рассказывает Екатерина Круглова, директор департамента по управлению персоналом банка. “Если выяснится, что человеку сложно общаться с малознакомыми людьми, это поможет ему сориентироваться и, возможно, выбрать другую должность”, — говорит она.

По мнению кадровиков, методики групповой оценки позволяют принимать на работу лучших специалистов на рынке. “Во-первых, все кандидаты собираются в одном месте в одно и то же время, что позволяет их сравнить, — поясняет Круглова. — Во-вторых, решение принимается коллегиально, оценку дают несколько компетентных человек, так как в собеседовании принимают участие не только HR-менеджеры, но и руководители направлений, для которых подбираются кандидаты”. По ее словам, с начала года 11 сотрудников отдела продаж “ДжиИ Мани Банка”, прошедших групповую оценку, уже стали территориальными менеджерами. Под руководством каждого из них сегодня работает от 10 до 16 человек.

Затратность и охлофобия

Внедряя подобного рода методики, компании рискуют пропустить наиболее интересных кандидатов, считает Александр Казаков, замгендиректора кадрового агентства Exclusive Personnel: “Специалист, рассматривающий сразу несколько предложений, вряд ли будет дожидаться "групповой терапии", если на первом же собеседовании ему не скажут ничего внятного”.

В компании “Евросеть” от тестирования кандидатов с помощью групповой оценки отказались несколько лет назад. “Мы заметили, что в некоторых случаях такие методики вызывают у соискателей боязнь массовости, опасения, что их личные качества могут не раскрыться”, — рассказывает Ольга Теперенкова, начальник группы подбора специалистов фронт-офиса компании. Сегодня собеседование в “Евросети” проводится с помощью кейс-интервью, когда кандидату предлагается описать собственную модель поведения в той или иной ситуации. “Часть заданий человек выполняет письменно, часть обсуждается в ходе личной беседы”, — поясняет Теперенкова.

“С точки зрения качества отбора персонала использование тестовых методик себя полностью оправдывает, хотя и является трудозатратной процедурой, — обращает внимание директор по персоналу "Абсолют Банка" Юлия Сушкова. — Если при обычном собеседовании предложение о работе получают минимум 15 человек из 25, то по итогам асессмент-центра — порядка семи соискателей”. При собеседовании по этой технологии привычные шаблоны поведения не срабатывают, человек проявляется более открыто: становится очевидно, насколько точно каждый конкретный соискатель попадает в заданные работодателем рамки, поясняет она.

По причине трудозатратности от асессмент-центра в начале этого года отказались, например, в Альфа-банке, но сотрудники об этом сожалеют. По мнению Владимира Логвина, работающего в call-центре банка, групповое тестирование давало кандидату возможность точнее оценить собственные силы. “На общем фоне видно, кто как работает, есть возможность сравнить себя с другими, и если кандидату отказывают, то он поймет причину”, — добавляет Логвин.

Считается, что методика групповой оценки позволяет максимально точно оценить личностные качества кандидата — его стрессоустойчивость, доброжелательность, внимательность, подчеркивает управляющий партнер компании Suvorova & Partners Executive Search Ольга Суворова. “Но высокий уровень стрессоустойчивости еще не гарантирует, что человек будет работать именно в этой компании”, — добавляет она. “Преимущество индивидуального собеседования в том и состоит, что позволяет определить, насколько кандидат вписывается в идеологию компании и соответствует ее корпоративной культуре”, — соглашается Теперенкова.

Лучшие из лучших

Впрочем, обнаружить в сотрудниках банковских фронт-офисов вышеперечисленные качества удается нечасто. Если вы решите досрочно погасить, скажем, потребительский кредит, не рассчитывайте, что в банке вас сразу поймут. Специальный корреспондент “Ведомостей” Валерий Панюшкин, взяв год назад кредит на покупку автомобиля в Райффайзенбанке, убедился в этом на собственном опыте. Какое-то время его долларовый заем погашался автоматически через зарплатную карточку, а недавно он решил рассчитаться за кредит сразу и дал соответствующее поручение банку. Иными словами, попросил банк отменить ежемесячные переводы по кредиту из рублей в доллары.

Но, как выяснилось уже через несколько дней, расчет продолжали делать по прежней схеме. От операционистки банка внятных ответов клиенту получить не удалось. На любой вопрос та почему-то отвечала вопросом, не желает ли клиент открыть счет в банке. Другая сотрудница, пришедшая ей на помощь, говорила, что “в компьютере никаких поручений нет”. На предложение оформить их заново, испуганно отмахивалась: “Если одно поручение наложится на другое, будет ужас”.

Специалист по кредитованию, оценив сложность проблемы, и вовсе убежала на обед. Журналисту наконец удалось добиться аудиенции у начальницы отделения, которая тут же нашла все поручения и по ходу дела выяснила, что банк не только не погасил кредит, но еще и несколько месяцев не оплачивал страховку на автомобиль. “Процесс исправления документов занял у нас четыре часа, — вспоминает Панюшкин. — В конце я спросил: “Можно вам задать еще один вопрос?” Начальница подняла на меня измученные глаза. “Вы в этом отделении единственная, кто что-нибудь соображает?”- “Да”, — печально ответила она.

КЕМ ОНИ БУДУТ

“В основном сейчас востребованы менеджеры по продажам, специалисты по работе с просроченной задолженностью, агенты прямых продаж, администраторы, операторы по обработке информации и др.”, — перечисляет Лина Шельпякова, специалист по продажам услуг лизинговой компании “Анкора”. Потребность в таких специалистах, по ее словам, связана с тем, что банки сегодня активно выходят на рынок розницы, а некоторые создают единые региональные call-центры, куда стекаются звонки со всех концов России. По данным кадрового агентства “Анкор”, для сотрудников банковских call-центров начальная планка зарплаты — от $450 (до налогообложения), для области продаж — от $500. В Собинбанке уточнять зарплаты сотрудников не стали, ответив лишь, что “в целом они соответствуют рынку”.

Оксана Гончарова
Ведомости



Средняя Оценка:
Голоса: 0
Пожалуйста, оцените статью:
1 2 3 4 5

АВТОРИЗАЦИЯ


ВОЙТИ
РЕГИСТРАЦИЯ



НОВОСТИ

«Война за таланты» на рынке ИТ-специалистов продолжается
В условиях стремительного роста ИТ-бизнеса и высокого уровня конкуренции проблема поиска квалифицированных специалистов остро стоит во всем мире
Подробнее

Дефицит на столичном кадровом рынке
По оценке государственной службы занятости населения г. Москвы количество жителей российских регионов, желающих поработать в столице, с каждым годом уменьшается
Подробнее

Все новости

При полном или частичном использовании материалов сайта
гиперссылка на advanhawk.ru обязательна
Приобретайте nissan micra от старого дилера в Москве. автоэкспертиза. ремонт квартир.. Комментарий эксперта к статье: Бабушка - сэконд-хэнд. Опт сэконд-хэнд.