Проект BEGIN компании Begin Group специально к выставке "Экономическое и бизнес-образование" подготовил обзор "Практическая ценность МВА". Представляем его вашему вниманию. В нём есть много интересного и неожиданного, на наш взгляд…
МВА (Master of Business Administration - Мастер делового администрирования) - программа постдипломного образования, в рамках которой осуществляется подготовка менеджеров общего профиля. Ключевым элементом обучения является его универсальность: выпускники программ МВА могут управлять бизнесом в самых разных отраслях - легкой или тяжелой промышленности, производстве или сфере услуг. Программа дает базовые знания по маркетингу, менеджменту, развитию бизнеса, финансам, бухгалтерскому учету, управлению человеческими ресурсами и другим дисциплинам. Также она объясняет, как происходит взаимодействие между различными областями бизнеса.
История российского бизнес-образования насчитывает около 20 лет. Сегодня в России работают более 60 бизнес-школ, большинство из которых располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Общий объем рынка бизнес-образования в Москве и Санкт-Петербурге в денежном выражении - 1 млрд 290 млн руб. Московский рынок составляет 1 млрд 80 млн руб., Санкт-Петербургский - 210 млн руб.
По разным оценкам, в год в России получают степень МВА около 5 тысяч человек. На программы МВА поступают кандидаты, уже имеющие высшее образование, как правило - несколько лет опыта работы на руководящих позициях и желающие продолжать карьеру в сфере менеджмента. 68% слушателей программ MBA в России - мужчины, 32% - женщины. Средний возраст составляет около 30 лет.
9% слушателей программ MBA занимают должности специалистов, 35% - менеджеры среднего звена, 40% - менеджеры высшего звена, 15% - владельцы компаний. Так как бизнес-образование в России проходит в основном по модульной или вечерней форме, позволяющим совмещать учебу с работой, лишь 1% слушателей программ MBA временно не работают.
Лишь 3% слушателей имеют опыт работы менее трех лет, 14% обладают опытом 4-6 лет, 25% - 7-10 лет, 28% - 11-15 лет, 20% - 16-20 лет и 4% - 21-25 лет. У 6% отсутствует стаж руководящей работы, 28% имеют стаж руководящей работы менее 4 лет, 23% - 4-6 лет, 29% - 7-10 лет, 10% - 11-15 лет, 3% - 16-20 лет.
Основными ожиданиями от бизнес-образования являются: получение новых знаний (82% слушателей), систематизация уже имеющихся (67%), развитие карьеры (56%). Среди прочих целей респонденты отмечали увеличение дохода (41%), приобретение полезных связей (38%), решение конкретных проблем бизнеса (34%), возможность сменить сферу деятельности (19%).
25% слушателей программ MBA полагают, что обучение в полной мере стоит тех денег, которые они заплатили, и еще 62% полагают, что в целом стоит.
Ожидания по поводу увеличения дохода реализуются у 43% респондентов, 37% отметили, что их ожидания пока не реализуются, и 20% затруднились ответить на этот вопрос. При этом 9% слушателей ожидают, что через год после получения MBA их доходы вырастут более чем в два раза, 7% ожидают увеличения доходов на 50%, столько же - на 51-75%, наибольшее число респондентов (32%) ожидают роста доходов на 25-50%, 20% - ожидают роста не более чем на 25%, 4% полагают, что через год после получения MBA их доходы останутся неизменными, и 21% затруднились ответить на данный вопрос.
В какой мере реализуются ожидания увеличения дохода слушателей?
Несмотря на то, что ключевым фактором получения MBA слушатели считают получение новых знаний, 68% отмечают особую роль международной аккредитации бизнес-школы. Большинство аргументов связаны с карьерными ожиданиями, а именно:
- Преимущество при поиске работы
- Соответствие требованию работодателей
- Карьерный рост в своей компании
- Переход в более крупную компанию
- Развитие международной карьеры
59% признают бизнес-образование эффективным инструментом развития карьеры. Так ожидания карьерного роста в полной мере реализуются у 17% респондентов и в целом реализуются у 42%. О том, что их ожидания карьерного роста пока не реализовались, свидетельствуют ответы 21% респондентов и еще 20% затруднились ответить на данный вопрос.
63% респондентов стали менеджерами среднего звена еще в процессе обучения. 10% специалистов и 37% менеджеров среднего звена доросли до менеджеров высшего звена. 12% слушателей стали владельцами собственных компаний. В данном случае можно отметить, что данная тенденция отчасти является следствием сильной ориентированности на карьеру тех, кто получает MBA, однако влияние степени MBA на карьерный рост отрицать нельзя.
В целом слушатели программ MBA довольны обучением в бизнес-школах.
При этом:
Нравится в обучении
- Приобретение практических навыков
- Удобная форма обучения
- Учебные материалы
- Высококвалифицированные преподаватели
- Индивидуальный подход
- Получение новых знаний
- Приобретение полезных связей
- Повышение собственного статуса
- Общение с единомышленниками
- Емкость и лаконичность программы
Не нравится в обучении
- Формализм
- Недостаточность очных занятий
- Недостаточность практических занятий
- Неприменимость западных кейсов к российской специфике
- Внесение корректив в расписание и программу по ходу обучения
- Расхождение теории с практикой
- Жесткий график, трудности совмещения с работой
- Низкий уровень тьюторов
На сегодняшний день рынок бизнес-образования в России является относительно сформировавшимся. Отечественные школы получили общественное признание и успешно работают. Многие менеджеры имеют возможность повысить квалификацию и получить диплом МВА в России, не оставляя работу ни на один день. Существенно улучшилось и качество образовательных услуг в этой сфере. Правда, пространство для развития, безусловно, еще есть.
Личные Деньги