Не у всех работодателей получается помогать сотрудникам с решением бытовых проблем
Все большую популярность в компаниях разных стран приобретают программы Work-life balance, направленные на поддержание комфортного равновесия между работой и личной жизнью сотрудников. В российских компаниях подобные начинания часто путают с набором опций из соцпакета или иными экзотическими мероприятиями.
“На одном из митингов корпорации SAP, проходившем в конце прошлого года в Италии, я познакомилась с сотрудницей американского представительства, — рассказывает Марина Панченко, директор по внешним связям SAP в странах СНГ. — Женщина занимается тестированием программ компании, и ей как матери двух детей позволили делать дома одну из самых важных для компании работ”. Аналогичными льготами в корпорации пользуются и сотрудницы центрального офиса в Вальдорфе. Женщины с детьми здесь могут использовать различные временные модели — почасовую нагрузку, работу по полдня или до 35% от стандартной рабочей недели, поясняет Панченко. Для тех же, кто выбирает полный рабочий день, компания SAP создала детский центр, в котором работающие мамы могут оставить малышей. За три года количество мест для детей здесь увеличилось с 70 до 140. В вальдорфском офисе работает и специальная программа, по которой SAP резервирует и частично оплачивает места в детских садах. “В российском представительстве SAP офисного детского сада пока нет, но у сотрудниц с маленькими детьми есть возможность работать по гибкому графику”, — говорит Панченко.
“Подобные программы на Западе в последнее время все более популярны”, — комментирует Татьяна Андреева, старший преподаватель Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета.
“Во Франции сказать, что мы что-то делаем специально для женщин — значит, подчеркнуть их неравное положение в обществе”, — отмечает Алексей Тарасов, владелец группы консалтинговых компаний “Альвастар” (Россия)/Alvafrance (Франция). Впрочем, у француженок есть возможность отдыхать в среду из-за выходного у школьников — она называется у них “днем покоя”. “По действующему закону рабочая неделя во Франции не должна превышать 35 часов, и некоторые компании предлагают женщинам спланировать время так, чтобы они могли освободиться в среду и провести этот день с детьми”, — поясняет Тарасов.
Большое и малое
Постепенно нечто подобное начинает появляться в России. Например, в российском подразделении “ДжиИ Мани Банка” (принадлежит GE, специализируется на потребкредитовании) в феврале этого года заработала программа Women's Network. По словам Екатерины Тутон, директора управления по связям с общественностью, программа действует во всех подразделениях GE с 1997 г. и изначально была создана, чтобы помочь женщинам в карьерном продвижении. В “ДжиИ Мани Банке” стараются сэкономить личное время сотрудниц, поспособствовав в решении повседневных проблем: члены программы делают обзоры детских садов, агентств по найму нянь, спортклубов, полезных адресов (ремонт обуви, ателье, срочное фото и др.), находящихся рядом с офисом. В рамках программы каждый последний понедельник месяца начальник юридического отдела банка проводит индивидуальные консультации по различным правовым вопросам. Дополнительно его работа не оплачивается — все делается на добровольной основе, уточняет Тутон. По ее словам, вступить в члены Women's Network сегодня имеет возможность любой сотрудник банка вне зависимости от должности и пола. Единственное требование — человек берет на себя ответственность либо за одну из позиций, прописанных в плане, либо предлагает что-то свое.
Стихи и плюшки
Российские работодатели баланс между работой и частной жизнью сотрудников истолковывают по-разному. “В одной торговой компании для сотрудниц бухгалтерии, женщин в возрасте, руководство каждый день покупало выпечку и сладости, — вспоминает HR-менеджер аудиторско-консалтинговой группы Energy Consulting Ольга Лебедева. — Их так "баловали". А молодым менеджерам — мужчинам и женщинам — оплачивалось посещение фитнес-клуба”.
В компании “Комус” пытаются “разнообразить трудовые будни”: уже восьмой год проводят корпоративные конкурсы красоты московских подразделений компании и региональных филиалов“, — рассказывает PR-директор компании Андрей Назаров. В прошлом году, например, женщинам предложили сочинить сценарий короткометражного фильма и сыграть в нем роль.
В 2003 г. в компании “Норникель” стартовала программа “Женский взгляд “Норильского никеля”, объединившая к сегодняшнему дню 3000 сотрудниц предприятия. Как пояснил “Ведомостям” главный специалист департамента персонала компании Илья Баринов, программа направлена на “поддержание здорового образа жизни, укрепление института семьи, развитие культуры производства и формирование новых добрых традиций в трудовых коллективах”. К примеру, на новогоднем мероприятии “Мой любимый Дед Мороз” сотрудницы и члены их семей соревнуются в интеллектуальных конкурсах. А два года назад в рамках той же программы был издан сборник стихов 35 работниц “Норникеля”. По мнению Баринова, такие мероприятия повышают лояльность, самооценку женщин, помогают снимать стрессовые ситуации, делают их более внимательными к себе.
“Многие российские работодатели так до конца и не понимают, для чего им нужны специальные программы. Героизмом считается даже то, что они готовы ждать женщин из декретного отпуска”, — говорит Андреева.
Частное и общее
“Программа, которую проводит в жизнь United Company Rusal, называется "Работодатель приоритетного выбора", но мероприятия в ее рамках по сути напоминают Work-life balance", — утверждает директор по персоналу компании Виктория Петрова. По ее мнению, не существенно, как называются программы -"важно, чтобы они приносили реальную пользу сотрудникам”. Петрова уточнила, что в компании есть внутренний сайт, где с помощью раздела “Частные объявления” так же, как в “ДжиИ Мани Банке”, можно решить различные бытовые проблемы. Кроме того, компания оказывает сотрудникам помощь в улучшении жилищных условий, заключив со Сбербанком договор о льготном кредитовании, а на ряде предприятий выдает рабочим беспроцентные ссуды. Был также случай, когда, узнав о рождении в семье сотрудника красноярского завода тройни, руководство компании подарило ему четырехкомнатную квартиру. После этого случая опцию “квартира для тройни” было решено включить в программу. К мероприятиям типа Work-life balance в UC Rusal относят и различные программы обучения, медицинское страхование членов семьи и прочие корпоративные социальные блага.
“Программы поддержания баланса между личной жизнью и работой сотрудника тем и отличаются от соцпакета, что не имеют отношения к материальному поощрению, а создают для человека психологически комфортную атмосферу, позволяющую уделять больше времени и работе, и семье”, — уточняет Андреева.
“В западном мире зарабатывание денег часто воспринимается как неприятная повинность, и работа там не имеет никакого отношения к личной самореализации человека, который одновременно может на добровольной основе работать, например, пожарным”, — комментирует Тарасов из “Альвастар” (Россия)/Alvafrance (Франция). В этом смысле, поясняет он, российские работодатели находятся в уникальной ситуации: у нас все человеческое ассоциируется с работой, личная жизнь и трудовая повинность слились в одно понятие. “А значит, четко ответить на вопрос, на что мотивируют "российские" Work-life balance — на работу или личную жизнь, — практически невозможно”, — отмечает Тарасов.
Оксана Гончарова
Ведомости
25.04.2007, №74 (1848)
www.vedomosti.ru