Крупный бизнес раскрывает информацию о социальных инвестициях
Крупные российские компании начинают публиковать помимо финансовых отчетов еще и социальные. Пока в стране лишь несколько десятков таких документов, но ежегодно их количество заметно растет. Впрочем, до совершенства и в корпоративной социальной ответственности (КСО), и в раскрытии информации о ней компаниям еще далеко, считают эксперты.
Представители компании “Северсталь” на прошлой неделе рассказали о программах компании в области социальных инвестиций, сообщили о затратах в этой сфере (около 5 млрд руб.) и о том, на что эти деньги были потрачены. “Статус открытой международной компании предполагает раскрытие информации о всех важных для стейкхолдеров (заинтересованные лица, на которых может сказаться деятельность компании. — "Ведомости") аспектах ее деятельности, хотя в России, как и в большинстве стран мира, социальная отчетность — это добровольное решение бизнеса”, — сказал заместитель генерального директора “Северстали” Алексей Германович.
Правила игры
В мире ощутимо ужесточились требования к раскрытию нефинансовой информации, говорит директор отдела по управлению эффективностью бизнеса компании PricewaterhouseCoopers Марк Томпсон. Во Франции и Дании они уже существуют в виде законов. Введение похожих норм обсуждалось в 2005 г. в Великобритании.
Российский бизнес готов пойти на раскрытие не финансовой информации и без требований со стороны государства. “Это мировая практика, — говорит начальник управления корпоративных коммуникаций "Лукойла" Игорь Бекетов. — Мы транснациональная компания и принимаем эти правила игры”.
Помочь компаниям соблюдать правила призваны рекомендации и стандарты управления КСО (см. врез).
К соблюдению правил компании мотивируют и рейтинги социальной ответственности, такие, как Dow Jones Sustainability Index, индекс FTSE4Good, разработанный совместными усилиями газеты Financial Times и лондонской биржи, или Accountability Rating, который составляет британская консалтинговая компания Сsrnetwork и институт Accountability. Последний с прошлого года оценивает не только западные, но и российские компании. В первом российском рейтинге “Северсталь” заняла четвертое место. Почти у всех соседей “Северстали” по рейтингу, включая вошедших в тройку лидеров — “Норильский никель”, “Лукойл” и РАО ЕЭС, уже есть как минимум по одному социальному отчету, и сейчас они готовят следующие. “Северсталь” в данный момент изучает возможность издания такого отчета.
Рожденный в диалоге
Написать хороший первый отчет непросто. Компании часто недооценивают объем работы, замечает Томпсон. В “Лукойле”, например, на сбор информации и подготовку отчета уходит почти год. В процессе подготовки многие компании успевают понять, что их практика в области КСО не соответствует международным стандартам. “Социальный отчет, — говорит заместитель генерального директора UC Rusal Вера Курочкина, — позволяет нам получить обратную связь и мнения о том, насколько эффективны и успешны наши проекты”. В компании “Норильский никель” работа над отчетом актуализировала задачу разработки показателей эффективности социальных программ, рассказывает начальник управления социальных программ Вероника Кабалина.
Часто составлению отчета предшествует диалог с заинтересованными сторонами — потребителями, инвесторами, партнерами, представителями власти. Такой диалог позволяет компании понять, каких именно действий в области КСО от них ожидают. Одними из первых в России по этому пути пошли в российском отделении компании British American Tobacco. “Благодаря диалогам с общественностью, — говорит директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый, — мы стали первой табачной компанией в России, которая реализует программы по предотвращению курения среди несовершеннолетних и беременных женщин”.
В Московской объединенной электросетевой компании, где приступили к подготовке первого социального отчета, тоже пошли этим путем, рассказывает помощник генерального директора компании по информационной политике Александр Шапочкин. “Мы провели диалоги с двумя группами стейкхолдеров: внутренней, персоналом, и внешней — приглашенными к разговору представителями поставщиков, экологов и власти”, — говорит он. По результатам бесед была выработана программа мероприятий, выполнение или невыполнение которых должно быть отражено в социальном отчете.
Не казаться, а быть
Выполнение обязательств, взятых на себя перед стейкхолдерами, — это именно то, чему должен быть посвящен социальный отчет компании. “Часто компании стараются выглядеть в отчетах идеально”, — замечает Томпсон. Но гораздо убедительнее, считает он, выглядит отчет, в котором видна работа, рассказывается, что достигнуто, какие задачи не удалось выполнить и почему.
Идеальным примером можно считать социальный отчет компании BP за 2005 г., который вышел 6 апреля 2006 г. Там подробно исследуются причины взрыва на НПЗ 23 марта 2005 г. в Техасе и описываются меры, принятые компанией после трагедии: смена руководства завода, принятие пятилетней программы технических преобразований и профессиональной переподготовки (инвестировано около $1 млрд), создание нового подразделения компании, ответственного за совершенствование мер в области промышленной безопасности. В отчете отмечено, что должность старшего вице-президента по вопросам промышленной безопасности занял сотрудник, возглавлявший комиссию компании по расследованию причин аварии в Техасе, а на специально созданную должность вице-президента по технике безопасности приглашен бывший сотрудник компании DuPont с мировой репутацией в этой области. Отчет был заверен компанией Ernst & Young. Особое замечание аудитора гласит, что он посетил НПЗ в Техасе в декабре 2005 г. и убедился, что соответствующие меры компанией BP были приняты.
Это выгодно
Не менее важно показать, что социальная ответственность компании является инвестицией, а не растратой средств. “Западные инвесторы и эксперты недоумевают, зачем тратить столько денег на проекты, не приносящие пользы бизнесу”, — говорит директор агентства “Социальные инвестиции”, автор книги “Как выгодно быть добрым” Сергей Туркин.
“Благотворительность — это прекрасно, — вторит Томпсон, — но компании, которые фокусируются на ней, упускают суть КСО”. Если в отчете, предупреждает Томпсон, содержится слишком много информации о благотворительности, компании будет сложно объяснить это инвесторам.
Для иностранных инвесторов важно, подчеркивает директор по связям с инвесторами компании “Полиметалл” Бри Дженнифер Шуетт, чтобы компания, в которую они вкладывают деньги, была не только прибыльной, но и ответственно относилась к местным сообществам, окружающей среде и сотрудникам.
СТАНДАРТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Global compact — добровольный договор ООН с деловым сообществом, предложенный в 1999 г. Компании принимают обязательства привести деятельность в соответствие с 10 принципами в сфере соблюдения прав человека, трудового права, экологии и противодействия коррупции. В России договор подписали Объединенная компания “Русский алюминий”, “Интеррос”, АФК “Система”.
GRI — стандарт, подготовленный некоммерческой организацией Global Reporting Initiative. Согласно GRI, социальный отчет должен отражать экономическую, социальную и экологическую политику компании. В каждой из трех сфер GRI предлагает набор количественных показателей. В России в соответствии с GRI выпускают отчеты “Лукойл”, “Норильский никель”, “Еврохим” и др.
AA1000 — рамочный стандарт, разработанный в 1999 г. некоммерческой организацией AccountAbility. Описывает процедуры по организации диалогов со стейкхолдерами, фиксации результатов диалогов, проведения в жизнь соответствующих изменений и их отражения в социальном отчете.
Александр Острогорский
Ведомости
26.04.2007, №75 (1849)
www.vedomosti.ru