РАБОТОДАТЕЛЮ ||  СОИСКАТЕЛЮ ||  О КОМПАНИИ ||  КООРДИНАТЫ                          
Карта сайта | В избранное
 Вход для пользователей »
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • РАБОТОДАТЕЛЮ
  • СОИСКАТЕЛЮ
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
  • ПУБЛИКАЦИИ
  • О КОМПАНИИ
  • КООРДИНАТЫ

  •    • Создать резюме Online
       • Заявка на подбор

    Корпоративный социализм

    За счет чего российские компании пытаются удержать рост зарплат

    Главным средством обуздания роста зарплат отечественный менеджмент считает увеличение роли социальных программ для служащих. Совпадают ли расчеты работодателей с ожиданиями работников? Осенью прошлого года хедхантеры компании Cornerstone были весьма озадачены, когда их кандидат на пост директора по персоналу крупной машиностроительной компании потребовал ежемесячный оклад в $10 000 — вдвое больший, чем на прежнем месте работы на государственном унитарном предприятии, занимающемся строительством. В дополнительные ежемесячные $5000 он оценил монетизацию бонуса ($35 000) и социальные льготы.

    В число льгот входили медстраховка (кроме собственного полиса стоимостью $2000 в год компания предоставляла 50%-ную компенсацию страховки его супруге и 100%-ную — двум детям), более $14 000 ежегодно шло на его служебный автомобиль (включая оклад водителя), около $3000 — на компенсацию питания на работе, $1000 — на карту фитнес-клуба, а также на страхование жизни, компенсации за пользование мобильной связью и домашним Интернетом и оплату семейной путевки в отпускной период. После долгих раздумий новый работодатель условия принял.

    Выбирают блага

    “В государственных компаниях у специалистов зачастую гораздо больше социальных льгот, чем в частных. Поэтому монетизация соцпакета была вполне обоснована”, — считает Юрий Дорфман, руководитель направления “HR” Cornerstone. “Этот пример скорее исключение из правил. Компенсировать социальные льготы сегодня вряд ли согласится какая-либо российская компания, — размышляет Дмитрий Косов, заместитель генерального директора компании "Атон". — В "Атоне" это исключено”. Исключено и в Трубной металлургической компании, подтверждает Сергей Дерябин, гендиректор ТМК по организационному развитию. Не может себе представить такого в Intel и Всеволод Семенцов, руководитель пресс-службы компании в СНГ.

    “Ситуация, когда цена соцпакета превышает сумму оклада, в России не редкость”, — отмечает Александр Локтионов, старший менеджер стратегического управления “БДО Юникон Консалтинг”. Но требования монетизировать социальные льготы при смене места работы встречаются все реже: “Медстраховка, мобильная связь, абонементы в спортклуб и так далее обходятся компаниям дешевле, чем сотрудникам, если они приобретают услуги по рыночной цене”.

    “Европейские руководители стараются максимально использовать преимущество льготного налогообложения для компаний в сравнении с частными лицами (разница от 10% до 50%), — комментирует Ален Тануги, председатель совета директоров компании Transearch/Top Hunt International. — Они стремятся сэкономить на всем, что можно вынести за рамки оклада”. О монетизации льгот в Европе давно уже никто не задумывается. “Скоро и в России подобная практика канет в Лету”, — говорит он. По мнению Локтионова, соцпакет сегодня — один из главных мотивов привлечения сотрудников, способный сдержать растущие зарплатные аппетиты (по данным PwC, в 2006 г. зарплаты россиян в среднем поднялись на 13%, в то время как инфляция, по данным Росстата, составила 9%).

    “В прошлом году один из наших кандидатов на должность коммерческого директора с ежемесячным окладом $2000 не принимал предложение, до тех пор пока в его соцпакет не включили доплату за квартиру ($1200) и медицинскую страховку для него и еще двух членов семьи”, — рассказывает Кристиан Леполяр, старший менеджер рекрутинговой компании Antal International.

    Выбирают деньги

    Если прихоти топ-менеджеров в нашей стране чаще всего удовлетворяют, то соглашаться с требованиями специалистов и персонала не спешат. По словам того же Леполяра, в этом году их кандидату на должность IT-менеджера (с окладом $2500) компания отказала дополнить соцпакет (с медстраховкой, бесплатными обедами и оплатой транспорта) компенсацией разговоров по мобильнику. “Я не думаю, что сегодня размер соцпакета становится реальным противовесом росту окладов”, — размышляет Сергей Костаков, генеральный директор кадрового агентства “ФБК-Персонал”. По его мнению, зарплаты и стоимость соцпакета растут с одной скоростью, причем опережая инфляцию. Он ни минуты не сомневается, что “в первую очередь работников волнует цифра в графе “зарплата”. Впрочем, статистика говорит о другом.

    По мнению Локтионова из “БДО Юникон”, сегодня именно в соцпакете компании видят мотиватор, способный обуздать рост зарплат. С ним согласен Косов из “Атона”. В его компании только за прошлый год расходы на соцпакет возросли примерно на 30% и в несколько раз превысили рост зарплат. Альфа-банк в минувшем году также увеличил финансирование социальных программ. Но, по словам Андрея Шибанова, директора по персоналу Альфа-банка, в его компании приоритет отдается росту заработной платы. “Сегодня у работодателя нет стимулов, прежде всего налоговых, вкладывать средства в социальные программы. Административно проще и финансово эффективнее делать упор на денежную составляющую компенсационного пакета”, — считает он.

    По данным исследования Begin Group, охватившего в декабре 2006 г. 100 компаний с численностью персонала более 200 человек, самой популярной статьей соцпакета сегодня остаются программы медицинского страхования — если в 2004 г. ими пользовались 38% опрошенных организаций, то в 2006 — 69% и еще 21% компаний рассматривали возможность внедрения страховых программ в ближайшие два года. Кроме того, 29% компаний собираются расширить соцпакет за счет введения льготного питания, 16% — программ корпоративного спорта, 13% — льготного кредитования и 7% — путем совершенствования пенсионных программ.

    “Многое зависит от отрасли и социально-демографического профиля компании, — размышляет Шибанов. По его мнению, в финансовом секторе денежная составляющая всегда была более важна, чем соцпакет, по сравнению c производственными и перерабатывающими отраслями.

    А им все равно

    “Социальные программы могут интересовать менеджеров ниже CIO, — считает Екатерина Кимпеляйнен, партнер международного консалтингового агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Hever Russia. — "Локальный социализм" в условиях рыночных отношений обеспечивает им комфорт и стабильность, которые, в свою очередь, дают возможность удовлетворения амбиций”. Гендиректоров, по ее мнению, соцпакет вообще не волнует — хотя бы потому, что составляет в лучшем случае от 0,5% до 5% от суммы их доходов. Исключение — разве что экспаты, для которых подобные льготы могут составлять до 30% от суммы оклада — за счет включения в пакет стоимости аренды жилья и компенсации отпуска домой. Ее слова подтверждает исследование компании HeadHunter, проведенное на прошлой неделе. “Из 5000 интернет-резюме в разделе "Высший менеджмент" лишь в 30% было заявлено об особых пожеланиях соискателей к компенсационному пакету”, — констатирует Юрий Вировец, гендиректор HeadHunter.

    ЧЕМ ИНТЕРЕСУЮТСЯ

    Согласно общероссийскому онлайн-опросу, проведенному в конце апреля компанией Romir Monitoring, три четверти респондентов (всего опрошено 776 человек, из них менеджеров — 274: руководителей высшего звена и президентов — 44, замруководителя — 103, руководителей отдела или подразделения- 127) считают важным наличие соцпакета при устройстве на работу. Большинство опрошенных (81%) заботят программы медицинского страхования, 54% интересуются компенсацией оплаты питания и мобильной связи на работе, 51% — оплатой транспорта, 50% — предоставлением денежных ссуд, 27% — медицинским страхованием для родственников и детей, 24% — скидками на клубные карты в спортклубы, 20% — оплатой туристических путевок и 17% — оплатой охраняемой автостоянки.

    Источник: Romir Monitoring

    Михаил Малыхин

    Кирилл Корюкин

    Ведомости

    15.05.2007, №86 (1860)

    www.vedomosti.ru


    Все новости

           
    Работодателю ||  Соискателю ||  О компании ||  Координаты
    ©2006 AdvanHawk
    написать письмо