За счет чего российские компании пытаются удержать рост зарплат
Главным средством обуздания роста зарплат отечественный менеджмент считает увеличение роли социальных программ для служащих. Совпадают ли расчеты работодателей с ожиданиями работников?
Осенью прошлого года хедхантеры компании Cornerstone были весьма озадачены, когда их кандидат на пост директора по персоналу крупной машиностроительной компании потребовал ежемесячный оклад в $10 000 — вдвое больший, чем на прежнем месте работы на государственном унитарном предприятии, занимающемся строительством. В дополнительные ежемесячные $5000 он оценил монетизацию бонуса ($35 000) и социальные льготы.
В число льгот входили медстраховка (кроме собственного полиса стоимостью $2000 в год компания предоставляла 50%-ную компенсацию страховки его супруге и 100%-ную — двум детям), более $14 000 ежегодно шло на его служебный автомобиль (включая оклад водителя), около $3000 — на компенсацию питания на работе, $1000 — на карту фитнес-клуба, а также на страхование жизни, компенсации за пользование мобильной связью и домашним Интернетом и оплату семейной путевки в отпускной период. После долгих раздумий новый работодатель условия принял.
Выбирают блага
“В государственных компаниях у специалистов зачастую гораздо больше социальных льгот, чем в частных. Поэтому монетизация соцпакета была вполне обоснована”, — считает Юрий Дорфман, руководитель направления “HR” Cornerstone. “Этот пример скорее исключение из правил. Компенсировать социальные льготы сегодня вряд ли согласится какая-либо российская компания, — размышляет Дмитрий Косов, заместитель генерального директора компании "Атон". — В "Атоне" это исключено”. Исключено и в Трубной металлургической компании, подтверждает Сергей Дерябин, гендиректор ТМК по организационному развитию. Не может себе представить такого в Intel и Всеволод Семенцов, руководитель пресс-службы компании в СНГ.
“Ситуация, когда цена соцпакета превышает сумму оклада, в России не редкость”, — отмечает Александр Локтионов, старший менеджер стратегического управления “БДО Юникон Консалтинг”. Но требования монетизировать социальные льготы при смене места работы встречаются все реже: “Медстраховка, мобильная связь, абонементы в спортклуб и так далее обходятся компаниям дешевле, чем сотрудникам, если они приобретают услуги по рыночной цене”.
“Европейские руководители стараются максимально использовать преимущество льготного налогообложения для компаний в сравнении с частными лицами (разница от 10% до 50%), — комментирует Ален Тануги, председатель совета директоров компании Transearch/Top Hunt International. — Они стремятся сэкономить на всем, что можно вынести за рамки оклада”. О монетизации льгот в Европе давно уже никто не задумывается. “Скоро и в России подобная практика канет в Лету”, — говорит он. По мнению Локтионова, соцпакет сегодня — один из главных мотивов привлечения сотрудников, способный сдержать растущие зарплатные аппетиты (по данным PwC, в 2006 г. зарплаты россиян в среднем поднялись на 13%, в то время как инфляция, по данным Росстата, составила 9%).
“В прошлом году один из наших кандидатов на должность коммерческого директора с ежемесячным окладом $2000 не принимал предложение, до тех пор пока в его соцпакет не включили доплату за квартиру ($1200) и медицинскую страховку для него и еще двух членов семьи”, — рассказывает Кристиан Леполяр, старший менеджер рекрутинговой компании Antal International.
Выбирают деньги
Если прихоти топ-менеджеров в нашей стране чаще всего удовлетворяют, то соглашаться с требованиями специалистов и персонала не спешат. По словам того же Леполяра, в этом году их кандидату на должность IT-менеджера (с окладом $2500) компания отказала дополнить соцпакет (с медстраховкой, бесплатными обедами и оплатой транспорта) компенсацией разговоров по мобильнику. “Я не думаю, что сегодня размер соцпакета становится реальным противовесом росту окладов”, — размышляет Сергей Костаков, генеральный директор кадрового агентства “ФБК-Персонал”. По его мнению, зарплаты и стоимость соцпакета растут с одной скоростью, причем опережая инфляцию. Он ни минуты не сомневается, что “в первую очередь работников волнует цифра в графе “зарплата”. Впрочем, статистика говорит о другом.
По мнению Локтионова из “БДО Юникон”, сегодня именно в соцпакете компании видят мотиватор, способный обуздать рост зарплат. С ним согласен Косов из “Атона”. В его компании только за прошлый год расходы на соцпакет возросли примерно на 30% и в несколько раз превысили рост зарплат. Альфа-банк в минувшем году также увеличил финансирование социальных программ. Но, по словам Андрея Шибанова, директора по персоналу Альфа-банка, в его компании приоритет отдается росту заработной платы. “Сегодня у работодателя нет стимулов, прежде всего налоговых, вкладывать средства в социальные программы. Административно проще и финансово эффективнее делать упор на денежную составляющую компенсационного пакета”, — считает он.
По данным исследования Begin Group, охватившего в декабре 2006 г. 100 компаний с численностью персонала более 200 человек, самой популярной статьей соцпакета сегодня остаются программы медицинского страхования — если в 2004 г. ими пользовались 38% опрошенных организаций, то в 2006 — 69% и еще 21% компаний рассматривали возможность внедрения страховых программ в ближайшие два года. Кроме того, 29% компаний собираются расширить соцпакет за счет введения льготного питания, 16% — программ корпоративного спорта, 13% — льготного кредитования и 7% — путем совершенствования пенсионных программ.
“Многое зависит от отрасли и социально-демографического профиля компании, — размышляет Шибанов. По его мнению, в финансовом секторе денежная составляющая всегда была более важна, чем соцпакет, по сравнению c производственными и перерабатывающими отраслями.
А им все равно
“Социальные программы могут интересовать менеджеров ниже CIO, — считает Екатерина Кимпеляйнен, партнер международного консалтингового агентства по подбору персонала высшего звена Amrop Hever Russia. — "Локальный социализм" в условиях рыночных отношений обеспечивает им комфорт и стабильность, которые, в свою очередь, дают возможность удовлетворения амбиций”. Гендиректоров, по ее мнению, соцпакет вообще не волнует — хотя бы потому, что составляет в лучшем случае от 0,5% до 5% от суммы их доходов. Исключение — разве что экспаты, для которых подобные льготы могут составлять до 30% от суммы оклада — за счет включения в пакет стоимости аренды жилья и компенсации отпуска домой. Ее слова подтверждает исследование компании HeadHunter, проведенное на прошлой неделе. “Из 5000 интернет-резюме в разделе "Высший менеджмент" лишь в 30% было заявлено об особых пожеланиях соискателей к компенсационному пакету”, — констатирует Юрий Вировец, гендиректор HeadHunter.
ЧЕМ ИНТЕРЕСУЮТСЯ
Согласно общероссийскому онлайн-опросу, проведенному в конце апреля компанией Romir Monitoring, три четверти респондентов (всего опрошено 776 человек, из них менеджеров — 274: руководителей высшего звена и президентов — 44, замруководителя — 103, руководителей отдела или подразделения- 127) считают важным наличие соцпакета при устройстве на работу. Большинство опрошенных (81%) заботят программы медицинского страхования, 54% интересуются компенсацией оплаты питания и мобильной связи на работе, 51% — оплатой транспорта, 50% — предоставлением денежных ссуд, 27% — медицинским страхованием для родственников и детей, 24% — скидками на клубные карты в спортклубы, 20% — оплатой туристических путевок и 17% — оплатой охраняемой автостоянки.
Источник: Romir Monitoring
Михаил Малыхин
Кирилл Корюкин
Ведомости
15.05.2007, №86 (1860)
www.vedomosti.ru