В Волгограде насчитывается более двух десятков кадровых агентств и бюро по трудоустройству. Но лишь половина работодателей города прибегает к их помощи. Масштаб большинства местных компаний не так велик, чтобы отдавать на аутсорсинг подбор персонала. Да и рынок не готов предложить заказчикам услуги требуемого уровня.
«ДП» представляет взгляд на эту проблему со стороны работодателей. Опрос 25 экспертов руководителей служб подбора персонала волгоградских компаний был проведен при содействии кафедры психологии Волгоградской академии госслужбы.
Перейдем на личности
Услуги работодателям и соискателям предлагают государственные агентства, агентства по трудоустройству (получают плату за услуги с соискателей), кадровые агентства (имеют вознаграждение от работодателей) и т. н. «мутанты» (те, кто старается получить деньги и от работодателей, и от соискателей). На просьбу «ДП» предоставить основные сведения о себе откликнулись девять кадровых агентств (ответы даны в таблице). Очевидно, что принципы их работы и условия схожи. Особенностью рынка также является универсальность игроков. Специализация, кооперация, развитие сектора дополнительных услуг (executive search, head-hunting, coaching) и приход московских структур, по-видимому, впереди.
Отмена лицензирования в 2002 году, с одной стороны, облегчила вход на рынок новым игрокам и снизило уровень цен, с другой замедлила процессы структурирования рынка. Обманчивое впечатление, что организовать рекрутинговый бизнес быстро, дешево и просто, привлекает на рынок все новых игроков. А сложности с поддержанием стабильного качества услуги приводят к их частой смене, недовольству клиентов и даже дискредитации отрасли в целом.
Изначально речь шла о формировании рейтинга кадровых агентств Волгограда. Но из 25 экспертов 10 заявили, что никогда не обращались в кадровые агентства: «зачем действовать через посредников это дорого»; «предпочитаем набирать персонал самостоятельно»; «у нас сильная HR-служба (служба управления персоналом), справляемся сами»; «в затратах нашего предприятия отсутствует подобная статья расходов». Данных, полученных от 15-ти экспертов, оказалось недостаточно для формирования полноценного рейтинга. Но ряд интересных выводов по результатам опроса можно сделать.
Лидирующим способом поиска сотрудников в компаниях Волгограда остаются объявления в газетах и на радиостанциях, специализированные интернет-сайты, обращения в кадровые агентства. Самостоятельный поиск ведут 20 респондентов. Реже упоминаются опрос знакомых, размещение информации на своих сайтах, участие в публичных мероприятиях (ярмарках). Через кадровые агентства чаще ищут специалистов высшего и среднего звена финансовых и региональных директоров, ключевых специалистов, инженерно-технических работников, управленцев, экономистов, юристов, бухгалтеров, офисных сотрудников. Или узких специалистов программистов, логистиков.
По результатам ответов был сформирован рейтинг упоминаемости агентств, в котором лидируют компании «Контакт», «Открытие», «Карьера» (ныне «AdvanHawk») и «Раид». Работу агентств респонденты оценивали по трем критериям клиентские отношения, профессиональные компетенции, общественная репутация. Сумма средних баллов по трем критериям была рассчитана для самых упоминаемых компаний. «Контакт» набрал 26 баллов, «Открытие» 25,7 балла, «Раид» 13 баллов.
Рекрутинговый бизнес бизнес в большей степени людей, нежели технологий. Составной частью кадровых рейтингов является рейтинг консультантов. В анкетах волгоградских HR-специалистов упоминались и высоко оценивались: руководитель агентства «Контакт» Сергей Михасев и его сотрудник Елена Мохова, в заслугу которым один из респондентов поставил «оперативность, терпение и выносливость»; сотрудники центра «Открытие» Елена Андрющенко, Марина Дорошева, Мария Ибрагимова. Также высоко была оценена работа Натальи Марковой («Анкор»), Дмитрия Иванова («AdvanHawk»), Инны Франк (ВТПП), Алексея Зайцева («Аскон»), Татьяны Правиловой («Соттон»), Светланы Осадчей и Ольги Боженко («Место встречи»), Татьяны Петровой («ЦГИ-Волгоград»).
Перечень претензий
Высказываемое экспертами недовольство высокими ценами при низком качестве услуг еще раз подтверждает мысль о том, что рынок не в должной мере структурирован и цивилизован, на нем отсутствуют внутрикорпоративные стандарты и слабо работает механизм конкурентного ценообразования. Претензиями к работе кадровых агентств также являются: слабое знание отраслевой специфики заказчика, чрезмерный упор на формальные критерии (требования) («жесткая бюрократическая процедура, которая не до конца остается понятой заказчиком» отмечает эксперт), завышенные обязательства, пассивность в сотрудничестве. В анкетах встречались и более жесткие высказывания: «кандидаты не соответствуют даже формальным требованиям»; «подобранный кандидат не прошел испытательный срок, а замену ему не предоставили»; «налицо недостаточное профессиональное тестирование кандидатов»; «все найденные кандидаты плохие специалисты; если попадались достойные, то это же агентство сманивало их в другие компании». Один из экспертов отмечает: «Встретились с полным непониманием специфики работы по заявленной вакансии, нам направляли всех подряд кандидатов с надеждой «а вдруг его возьмут». То, что агентство выполнило заказ это чистая удача, причем случайная». Работодатели также отмечают слабую работу с соискателями, проживающими в Красноармейском и Кировском районах, навязывание услуг по подбору персонала, несоблюдение сотрудниками этических норм при общении с людьми. У кадровых агентств, несомненно, тоже есть свои обиды на заказчиков и клиентов. Они сетуют на нечеткое описание вакансии, неграмотную формулировку требований к соискателям, привычку менять эти требования в процессе поиска, неготовность платить. «ДП» приглашает представителей рекрутингового бизнеса Волгограда высказаться по заявленной теме.
Компании, принявшие участие в опросе «ДП»
Волгоградский керамический завод, Волгоградский тракторный завод, Волгоградский филиал «ВымпелКом» («Билайн»), Волгоградский филиал ТД «Перекресток», Завод «Вэст-МД», ЗАО «Волгоградтрансремстрой», ЗАО «Волгоград-ЭКСПО», ЗАО «Стинкор», ОАО «Химпром», ОАО НПГ «Сады Придонья», ООО «Агат-авто», ООО «Гелио Пакс», ООО «Инвесткинопроект», ООО «Магнат Трейд Энтерпрайз», ООО «Маршрут», ООО «Пересвет-регион», ООО «Персонал Офф», ООО «Радеж», ООО «Рекламное агентство «Профиль», ООО «Тамерлан» («Пятерочка»), ООО «Татал», ООО «Юнимилк», ООО «Юнити», ТРЦ «Парк Хаус», Фонд «Институт экономических и социальных исследований».
Наиболее часто упоминаемые кадровые агентства:
«Открытие»; «Контакт»; «Раид», «Карьера» («AdvanHawk»), «Ас», «ЦГИ-Волгоград»; «Поволжье», «Место встречи», «Анкор-Волгоград», «Аскон», «Эксперт-бюро», «Кадровый ответ»;«ПерсоналЪ», «Соттон», отдел рекрутинга ВТПП, «Ювента», «Спутник», «Волгомаркет».Статья Татьяны Таракановой.
Источник: Деловое Поволжье, Волгоград, 5 Июня 2006