Чем занимаются сотрудники вместо того, чтоб работать. Нужно ли с этим бороться. Какие способы борьбы существуют.
Сотрудники отпрашивались и всегда будут отпрашиваться по личным делам в рабочее время. Дети, болезни, бытовые проблемы, учеба, разные форс-мажорные обстоятельства. Но даже если подчиненные в офисе, нет гарантии, что они трудятся не помня себя на благо компании. Факт есть факт: персоналу зачастую нужно рабочее время, чтобы решить свои личные проблемы.
Говорят, что возможности бездельников ограничены конфигурацией рабочего компьютера. И ведь правда, согласно исследованиям, 90% сотрудников пользуются доступом в интернет в личных целях. По их словам, они тратят на это не более получаса в день. Но реальные цифры на порядок больше. Во-первых, это связано с элементарным желанием приуменьшить свою вину — респонденты прекрасно понимают, что в офисе они должны заниматься исключительно работой. И, во-вторых, далеко не все пользователи действительно могут контролировать время, которое они уделяют личным делам в течение рабочего дня.
Используете ли вы рабочее время в личных целях?
«Иногда бывает» — 53%
«Да, всегда» — 33%
«Считаю это неправильным» — 6%
«Никогда» — 5%
«Все так делают, и я» — 3%
Данные опроса: Орловский форум
Как видно, более 80% опрошенных делают это и считают подобное поведение вполне порядочным.
Рейтинг наиболее популярных видов нерабочей деятельности на рабочем компьютере выглядит следующим образом. Подавляющее большинство респондентов (86%) читают в интернете новости, 80% занимаются поиском информации, не связанной с работой. Шесть из десяти опрошенных активно общаются с друзьями через ICQ или другие подобные программы. 60% респондентов читают в электронных библиотеках или на информационных порталах книги и материалы, также не имеющие отношения к служебным обязанностям. Больше половины (57%) участников опроса признали, что используют офисный компьютер для скачивания посторонних материалов.
Пользователи, делающие покупки в интернет-магазинах, в три раза чаще совершают их с рабочего компьютера, чем с домашнего. Пик онлайновых покупок приходится на период с 13 до 15 часов — в традиционное время обеденного перерыва.
Игры разума
Еще одна офисная беда — компьютерные игры, на которые сотрудники тратят уйму времени. Впрочем, мнения руководителей о подобных развлечениях неоднозначны: некоторые запрещают или, как минимум, закрывают на это глаза, а другие, наоборот, поощряют и приветствуют.
Максим Дорофеев, руководитель проекта компании DCBARS, считает, что «пошаговые стратегии» (например, Civilization) помогают учиться мыслить глобально, чувствовать баланс между инвестициями в краткосрочные и долгосрочные проекты. В «стратегиях реального времени» (StarCraft) опытные игроки достигают очень высокой скорости управления своей армией (три и более команд в секунду). «Я замечал, что после очередного матча в StarCraft подчиненные с таким же темпом „шлепают“ по клавишам, выполняя свою работу, — делится г-н Дорофеев. — И главное — без потери качества». Даже, казалось бы, примитивные «стрелялки» (еще их называют «шутеры»), где главная цель — подстрелить как можно большее монстров, способны показать, насколько хорошо игрок руководит командой.
Безусловно сотрудники отвлекаются от непосредственных обязанностей не только на игры и собственные надобности в интернете. Существует масса других способов воровства рабочего времени. Многие ежедневно тратят 1,5—2 часа на перекуры, чаепития, частые разговоры по телефону и общение с коллегами.
Как поступают с лентяями
Для борьбы с этим злом руководство использует несколько испытанных, но далеко не идеальных средств. Модель «Даун» — тотальный контроль и наказание за каждое «нерабочее» действие сотрудника. Сюда, например, относятся штрафы за курение. 66% опрошенных россиян уверены, что курящие коллеги работают менее продуктивно. Поэтому во многих компаниях принято правило: «штрафники» задерживаются в офисе на 30—40 минут. Но такая практика применяется в тех компаниях, где высшее руководство само не курит. Понятное дело, если сам начальник не без греха, то запрещать подчиненным или наказывать их за курение на работе глупо и несправедливо.
Для того чтобы знать, чем подчиненные занимаются за компьютером, в некоторых организациях внедряются программы-шпионы. В «АскоСервисГрупп» таким образом решили проблему с трафиком компании. Руководитель предупредил персонал, что установит программу контроля, которая будет отслеживать, кто на какой сайт заходил и зачем. На следующий же месяц объем трафика упал в 4 раза! Более того, эта практика на порядок уменьшила количество спама и вероятность заражения компьютеров вирусами.
По мнению Алексея Соболева, коммерческого директора интернет-агентства Artus, решать проблему нужно иначе: следить не за трафиком и почтой, а за тем, как расходуется рабочее время. Сотрудники постоянно должны быть заняты делами, которые контролируются и по срокам, и по качеству выполнения. Тогда и увольнять подчиненных можно будет не за игры на работе, а за неэффективную работу. А их руководителей — за то, что они плохо загружают и мотивируют команду.
При модели «Ап» акцент делается на поощрении правильных действий. К примеру, в компании «Спас-корбет» (г. Екатерингбург) руководитель ввел премию всем некурящим в размере 20$ ежемесячно, а тем, кто отказался от пагубной привычки, причитается единовременное пособие в 100$.
А вот сотрудники ТД «Колиз» (Нижний Новгород) решили последовать примеру своего руководителя, который бросил курить, имея огромный стаж никотиновой зависимости. В течение двух месяцев все его подчиненные тоже расстались с этой вредной привычкой. По словам ныне некурящих топ-менеджеров, они больше выиграли, чем потеряли.
Вместе с тем многие курильщики считают, что сигарета активизирует работу мозга и позволяет решать рабочие вопросы в неформальной обстановке. Ольга Гаращенко, директор компании «Эксклюзив-консалтинг» (г. Новосибирск), тоже придерживалась этой точки зрения, пока сама не отказалась от сигарет. «Я убеждена, что курение нисколько не помогает работе. Это миф, который культивируют курильщики, чтобы сохранить „свой мирок“», — подчеркивает г-жа Гаращенко.
Сотрудники компании Google имеют право официально 20% рабочего времени использовать на свое усмотрение. Это прописано в их контрактах. Что дает подобная практика руководителям фирмы? Уверенность в том, что люди не будут воровать рабочее время. Плюс это акт заботы о сотрудниках, ведь у всех бывают проблемы. По словам создателей программы, предоставив работникам такой кредит доверия, в ответ компания получила высокую лояльность и максимальную производительность труда персонала.
Вместо эпилога
Если вы трудитесь в компании недавно, то решение личных проблем лучше отложить до окончания испытательного срока. В первые три месяца следует сосредоточиться исключительно на работе. Но жизнь — штука непредсказуемая, может случиться всякое. Не отчаивайтесь! Если дело не требует отлагательств, постарайтесь выполнить свой объем работы и договоритесь с начальником об отгуле. Такую схему можно практиковать в первый год работы. Дальше, если вы зарекомендуете себя человеком ответственным, босс наверняка доверит вам самостоятельно решать, когда и куда можно отлучаться, а когда нужно быть на работе.
Александр Горбачев Элитный персонал
Средняя Оценка:
Голоса:
0
АВТОРИЗАЦИЯ
ВОЙТИ
РЕГИСТРАЦИЯ
НОВОСТИ
«Война за таланты» на рынке ИТ-специалистов продолжается В условиях стремительного роста ИТ-бизнеса и высокого уровня конкуренции проблема поиска квалифицированных специалистов остро стоит во всем мире Подробнее
Дефицит на столичном кадровом рынке По оценке государственной службы занятости населения г. Москвы количество жителей российских регионов, желающих поработать в столице, с каждым годом уменьшается Подробнее