Федеральные розничные сети заставили региональные компании пересмотреть зарплатную политику: уже сегодня отдельные компании повысили оклады продавцам-консультантам по разным оценкам на 10-20%.
Впрочем, данные действия не понизили уровень конкуренции между розничными сетями. Омские продавцы-консультанты – а это основная специальность в торговом секторе - свободно "мигрируют" от сети к сети в поисках более выгодного для себя предложения. Компаниям же, в свою очередь, приходится понижать запросы к принимаемым на работу сотрудникам, кроме того - тратить максимум усилий на поиск и обучение торгового персонала.
В цифрах.
По официальным данным, в Омске за последний год число работников торговли увеличилось на 10%, в целом – это 5 тыс. человек. Острая нехватка кадров должного уровня заставляет омские сети поднимать заработные платы. Так, по словам, менеджера по персоналу кадрового агентства "Городской отдел кадров" Юлии Козловой, на сегодняшний день местные компании значительно подняли оклады продавцам. При сравнении разница получается внушительная: ранее оклад составлял 3-4 тысячи рублей, сегодня – уже 7-8 тыс. Впрочем, все еще высок процент тех компаний, который оставили заработные платы на прежнем уровне.
По словам Полины Трубица, директора кадрового консалтинга "Инфра", и без того сложная кадровая ситуация в розничных сетях обострилась с приходом в Омск крупных компаний федерального уровня. "После прихода в Омск нескольких федеральных торговых структур произошло перераспределение торгового персонала на омском рынке труда, - отмечает Полина Игоревна. – Прежде всего, в торговом секторе". И хотя предложение иногородних компаний не всегда значительно отличается от региональных заработных плат – примерно от 10% и выше, но разница в две-три тысячи для данной категории сотрудников может оказаться внушительной.
Зарплатное предложение для продавца и ранее варьировалось в среднем от 6-7 до 15 тыс. Но стоит обратить внимание на тот факт, что ранее более "дорогие" вакансии были привилегией специализированных магазинов или бутиков класса люкс, где для продавца выдвигались достаточно высокие требования, и устроиться на это место работы мог только человек, прошедший строгий конкурсный отбор. С приходом представителей крупного формата такого рода предложения стали массовыми, сохранив при этом не столь высокие требования к самим соискателям.
"Сегодня сложно говорить о том, что в торговой сфере есть дефицит кадров, - считает Юлия Козлова. – В настоящий момент профессия продавца становится все более популярной среди омичей, в первую очередь за счет того, что в этой сфере работодатели делают достойное предложение по заработной плате. В результате представители других профессий – от бухгалтеров до юристов – меняют свою сферу деятельности на торговлю".
Предложения становятся все заманчивее
Этот факт отмечают все эксперты: в связи с высоким уровнем конкуренции и отсутствием "грамотных" кадров работодатели стали выдвигать все более мягкие требования для соискателей на вакансию продавец-консультант. Объявления в кадровых изданиях говорят именно об этом: "опыт работы необязателен", "образование – любое", "возможно, без опыта работы в продажах" и т.д. Из особых требований – "грамотная речь и культура общения", "умение налаживать контакт и улыбаться обязательно", "умение работать в женском коллективе", ответственность, энергичность, интеллект и пр. характеристики, которые относятся скорее к личным качествам, нежели к профессиональным компетенциям. Можно отметить и тот факт, что в качестве продавца работодатели готовы видеть скорее молодого сотрудника – до 30-35 лет.
"Уровень требований для данной категории специалистов действительно снизился, - считает представитель центра кадрового консалтинга "Инфра". – Работодатели готовы рассматривать кандидатов без опыта работы, проверяя на первом этапе отбора способности к продажам. Затем следует обязательное обучение технологии продаж". "Компании действительно готовы брать молодых, обучаемых и энергичных специалистов и готовить их уже на своей базе", - отмечает Лилия Истомина, менеджер по персоналу ЦКМ "Гарантия-Сервис". "Да, работодатели действительно снизили требования, - резюмирует Юлия Козлова, менеджер по персоналу "Городского отдела кадров". – Главное требование, по нашим наблюдениям, - образование должно быть не ниже средне-специального, нередко компании выдвигают ограничения по возрасту, как правило, соискатель должен быть не младше 20 лет, этот параметр зависит от того, с какой категорией товара предстоит работать продавцу". Как правило, каждый вновь принятый продавец проходит обязательное обучение у внешних или корпоративных тренеров или же стажируется у продавцов-старожилов компании. По словам специалиста "Городского отдела кадров", обучение внутри компании, стажировки, различные конкурсы в формате "лучший по профессии" и пр. уже стали неизменной нормой жизни не только для крупных омских компаний, но и для представителей малого и среднего бизнеса.
Не меньше года, но не больше двух.
Тот факт, что сегодня продавцы-консультанты становятся все более востребованными сотрудниками, может привести к тому, что увеличится и без того высокий процент текучести, характерный для данной категории персонала. Сегодня, по данным омских кадровых агентств, продавец розничной сети работает на одном месте не более полутора-двух лет. "В среднем, омский продавец работает в одной компании год-полтора, затем его нужно переводить на другую должность, в противном случае риск того, что сотрудник предпочтет увольнение из компании, увеличивается", - считает Полина Трубица. С этим мнением согласна и Юлия Козлова: "Если для других кадровых позиций в торговом секторе характерна меньшая миграция, к примеру, для руководящего состава не характерна частая смена работы, то продавцам-консультантам присущ высокий процент текучести. По нашим наблюдениям, максимальный срок, который продавец готов провести на одном месте работы, - около двух лет. Далее человек начинает искать новое место, так как прежнее перестало его радовать или же устраивать в материальном плане. Тем более, что при сегодняшнем предложении на рынке труда продавцу-консультанту достаточно просто найти достойное предложение".
2010-07-04