Познавая себя и окружающих, человек издавна стремился классифицировать полученные им знания, вывести закономерности, объясняющие особенности поведения и поступков его собратьев. Так зарождались психология и типология. Язык типов всегда был человеку наиболее понятен. Он ясен, интересен и прост в использовании. Отсюда неподдельный интерес большинства людей к гороскопам, ведь знаки зодиака - это те же типы. Но вдумчивых исследователей человеческого "я" всегда интересовали более серьезные категории, нежели гороскоп. В XX веке пристальное внимание получило типоведение. Эта научно-обоснованная система вот уже не один десяток лет используется отдельными людьми и организациями. Цель использования - налаживание контактов и улучшение сотрудничества.
В поисках истины.
Еще Аристотель, наблюдая за человеческим темпераментом, разделил всех людей на четыре типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В дальнейшем теория древнегреческого философа и ученого неоднократно получала развитие и различные толкования. В результате чего в 1923 году на свет появилась типология швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. А позже и его учения стали благодатной почвой для всевозможных интерпретаций. В 30-е годы XX века на основе работы Юнга "Психологические типы" Катариной Бриггс и ее дочерью - школьной учительницей Изабелью Майерс Бриггс было разработано отдельное направление, получившее название - "Индикатор типов Маейрс-Бриггс" (МВТI). Первые публикации на эту тему относятся к концу 20-х годов, а первая версия руководства по использованию типологии к 1944 году. Долгое время психологи отказывались признавать новое направление. Их раздражало внедрение в данную сферу людей без специального образования. Но поддержка пришла от коллег-педагогов, которые соглашались проводить среди своих учеников тестирование и читать лекции о типологии. Настоящую известность и популярность типология Майерс-Бриггс обрела к середине 1980-х годов. И по сей день интерес к ней и не ослабевает, а количество сторонников не становится меньше.
Тип работника в организациях.
По сути, типология Майерс-Бриггс сегодня - это система распознавания и прогнозирования поведения людей в организациях. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности сотрудников. Сторонники данной типологии считают, что с ее помощью можно выстроить эффективное взаимодействие на всех уровнях организации, избежать многих конфликтных ситуаций, решить собственные проблемы и заглянуть во внутренний мир другого человека. Типология Майерс-Бриггс призвана научить человека быстрее и эффективнее разрешать конфликтные ситуации, правильнее организовывать собственный труд и работу сотрудников, уменьшить количество стрессов, приобрести коммуникативную компетентность, т.е. научиться отличать реальные качества от притворства, принимать правильные решения, создавать хорошие команды. Изначально в типологии Майерс-Бриггс рассматривалось 16 психологических типов. В 50-е годы метод был усовершенствован и упрощен.
Сегодня основными являются четыре типа.
SJ - "Организатор", который гарантирует организации порядок. Ориентирован на стабильность. Такие люди сразу устанавливают с персоналом официальные взаимоотношения. Уделяют много времени созданию и поддержанию традиций в организации. Они ценят в коллегах трудолюбие, дисциплинированность и исполнительность. Склонны вводить излишнее количество обязательных правил, процедур и предписаний и обращать повышенное внимание на их соблюдение, а также всегда оценивают практический эффект управленческих решений. Любимые высказывания "Организатора": "я контролирую время", "организация - четко построенная иерархия с четкими обязанностями и должностными инструкциями", "главное - забота, чувство долга и ответственности".
Кем стать? SJ - администратор по призванию, его дело планировать и структурировать. Поэтому из них получатся хороший военный, руководитель, офис-менеджер.
SP - "Устранитель аварий" - ориентирован на действия. Уделяет много внимания своевременному выявлению неполадок в работе организации. Решает только реально возникающие проблемы. Обладает талантом ведения переговоров и разрешения кризисных ситуаций. Отношения с персоналом выстраивает по принципу сотрудничества. Гибок и терпим с коллегами, воспринимает поведение людей как данность, с которой необходимо работать. Нетерпелив к теориям, абстракциям и долгосрочным проектам. Склонен "забывать" прошлые решения и обязательства. Любит игровые ситуации. Оперирует следующими выражениями: "важно, чтобы было комфортно работать", "гибкость - наше сильное качество", "у нас все предусмотрено".
Кем стать? Люди этого типа прекрасно справляется с обязанностями, требующими быстрого реагирования - отличные пожарные, врачи или менеджеры по работе с клиентами.
NF - "Вдохновитель" - ориентирован на людей. Устанавливает с персоналом личностные отношения, стремясь к взаимопониманию, гармонии в отношениях. Уделяет много внимания климату в организации. Страдает, когда нарушаются добрые отношения с людьми. Склонен принимать решения, основываясь на личных симпатиях и антипатиях. Может закрывать глаза на проблемы, надеясь, что все само собой разрешиться. Обладает талантом убеждать, вдохновлять и поощрять коллег фразами, типа: "люди - гармоничная команда", "наша команда знает, в чем смысл", "организация - это живой организм".
Кем стать? Вдохновителю NF, умеющему работать с людьми, лучше стать педагогом, психологом, сотрудником отдела по работе с персоналом, адвокатом или пресс-секретарем.
NT - "Архитектор систем" - обладает стратегическим мышлением и много внимания уделяет стратегии развития организации и планированию изменений. Ориентирован на открывающиеся возможности. Старается рассматривать все возможные альтернативы управленческих решений. Обладает талантом системного мышления. Добивается уважения персонала знаниями и компетентностью. Проявляет интерес к перспективным идеям подчиненных. Склонен не воспринимать чувства людей как реальный фактор. Стремится к постоянному улучшению. С воодушевлением берется за новые, сложные проекты, но, к сожалению, не всегда завершает их. Часто употребляет следующие формулировки: "механизм эффективного функционирования", "общее стратегическое планирование", "сконцентрируемся на принципиальном аспекте".
Кем стать? Подойдет профессия аналитика, финансиста, маркетинг-менеджера, сотрудника отдела планирования;
Как не ошибиться?
Определяясь с поприщем, постарайтесь соотнести свою будущую профессию с личными качествами и темпераментом. Обратите внимание на то, что говорится в психологических тестах по поводу особенностей вашего характера. Все ли Вы знаете про себя? Уверены ли в собственных силах? Подумайте, может та профессия, которую настоятельно рекомендует тест, действительно Ваша . И все-таки, определяя тип и профессиональные склонности по методу Майерс-Бриггс нужно учитывать и собственные пристрастия. Возможно, Вы являетесь исключением из правил, и выбранная вами работа не соответствует вашему психологическому типу. Но несмотря ни на что, она приносит Вам удовольствие. Тогда вряд ли стоит что-либо менять.
Дело Майерс-Бриггс живет и процветает.
Типология Майерс-Бриггс наиболее популярна в США, где этот психологический инструмент, способствующий налаживанию взаимопонимания, используется весьма активно. Около 70% американских школьников, задумываясь о будущей карьере и выбирая профессию, проходят тестирование по данной системе. Она широко применяется в педагогике, кадровом менеджменте, семейном консультировании. В России этой типологией интенсивно заинтересовались лет пять назад. Тогда же стали появляться популярные публикации, доступные широкому кругу читателей. Сегодня любой желающий может определить, к какому психологическому типу он относится. Такая самоидентификация точно не навредит в общении с окружающими. В современном мире все большее количество людей занимается изучением типоведения, поскольку применять эти знания можно без ограничений и в личной жизни, и в профессиональной сфере. Но прежде, чем разложить по полочкам достоинства и недостатки окружающих, нужно заглянуть в себя.
Марина Драницына
2007-04-27