Зачем иностранцев зовут в ростовские фирмы
Приглашать на работу менеджеров из-за рубежа вслед за московскими компаниями начали и региональные. Это решение для тех, кто готовится к структурным изменениям, выходу на международный рынок или просто нуждается в технологизации процессов в компании. Решение затратное и без гарантии эффективности. В Ростове компании, имеющие опыт найма «экспатов», единичны. Известные примеры — «Глория Джинс», «АГРОКОМ», Don-Plaza. При этом в небольшие ростовские фирмы часто наведываются иностранные консультанты, но нанимать их на работу ростовчане не спешат.
Глава компании «Глория Джинс» Владимир Мельников последовательно нанимает на ключевые позиции иностранцев. Компания ищет их и самостоятельно, и с помощью рекрутинговых агентств. Американец Нил Вантоски до недавнего времени работал в должности президента компании и работал бы и дальше, если бы не трагическая смерть. Сейчас в «Глории» работают три иностранных топ-менеджера, в том числе американец Карлос Сандер — в должности вице-президента сети поставок. Все трое приехали в Ростов, оставив свои семьи на родине.
В «ГРУППЕ АГРОКОМ» несколько лет назад иностранцы работали по контракту — тоже благодаря убежденности Ивана Саввиди в том, что полезно, выходя на западные рынки, покупать владеющих технологиями специалистов. Сейчас в «Донском Табаке» нет «экспатов»-контрактников, но компания пользуется зарубежными консультациями, а главным тренером ФК «СКА», финансируемого г-ном Саввиди, стал 56-летний чех Франтишек Комняцки.
Перенимали иностранный опыт при смене внутренней структуры и в «Югтехкомплекте». Юрий Семыкин, несколько лет назад входивший в руководство компании, рассказывал тогда N, что компания приглашала консультантов в разных видах деятельности, от интерьерных решений до управления персоналом. Один из консультантов, канадец Брайан Додсон, проработал какое-то время в ростовской компании, совершенствуя складской комплекс. Несколько лет подряд в Ростов через агентство «Бизнес-Линк» приезжают в рамках правительственной программы консультанты из Канады и Франции. В основном это профессионалы на пенсии, им за 60, но они бодры и готовы к путешествиям. Компании-заказчики оплачивают только их проживание в городе. Свежий пример — концептуальное Cafe de Fleur. Его хозяйка Виктория Толмачева оценивает консультации как весьма эффективные, потому что они переросли в работу у плиты.
— У нас две недели работал повар-консультант из Канады Каспар Бьюк. Ему около 70. Мы хотели, чтобы он научил нас новым технологиям, новым методам работы с сырьем, в чем мы отстаем, — говорит она. — Например, с его помощью мы разработали серию европейских супов (супы-пюре, карпаччо). Но вот нанимать иностранного шеф-повара на постоянную работу я не вижу смысла, когда есть адекватные ростовские повара.
Краткосрочное сотрудничество с иностранцами стало в Ростове модным именно в сфере общепита. Иностранцев на несколько недель приглашали кофейня «Бэрри», ресторан «Аверон» и кафе «Старые друзья». Ресторан «Эдем» давал заказ рекрутинговому агентству на поиск итальянского шеф-повара. Он мог бы проработать в Ростове долго, но уехал в результате конфликта и теперь работает в одном из московских ресторанов. Работал иностранный шеф-повар и в некогда модном Fashion Cafe. Наконец, самый известный ростовский кулинар-«экспат» — Сречко Лончар, приехавший в ресторан «Ацтек» (отель Don-Plaza), да так и оставшийся. Его интересы в Ростове простираются дальше зарплаты. Сейчас он планирует получить второе, российское, гражданство.
Другим поводом привлекать менеджера из-за рубежа становится IPO или рост числа зарубежных партнеров. Например, независимый директор банка «Центр-инвест», экс-председатель Deutsche Bundesbank Эрнст Вельтеке предстает именно лицом банка на международной арене и гарантом его надежности. Компания «ИНПРОМ», планировавшая IPO, информацию о своем сотрудничестве с иностранными специалистами пока не распространяет. (Продолжение темы «Иностранные специалисты в Ростове» читайте в ближайших номерах «Города N».)
Юлия Уракчеева.
«Круглый стол» участников рынка.
Ирина Швец, директор компании «Анкор» в Ростове-на-Дону:
— Иностранцев приглашают, чтобы увеличить прибыльность компании, просто исходя из того, что на Западе коммерция имеет гораздо более давние традиции. Они, в свою очередь, едут к нам с большим удовольствием — внедрять свой опыт. Я не думаю, что в Россию стремятся те, кто не пригодился на родине. Едут новаторы, которым интересно увидеть плоды своего труда.
Контракты «экспатов» обычно очень тщательно прописаны. Был в Ростове случай, когда оговаривалось даже, какая газовая плита должна быть в квартире приглашенного менеджера, куда должны выходить окна — на юг или на север, наличие зимнего сада.
Зарплата иностранца на топ-позиции в российской компании может составлять 10–15 тысяч долларов в месяц, но может быть и 4 тысячи, если это, скажем, бренд-менеджер или аудитор. Иногда иностранцев приглашают на разовые консультации, встреча при этом не обязательно проходит в Ростове, и это может стоить 2–3 тысячи долларов.
Елена Донцова, ведущая учебно-тренингового центра «Аякс»:
— Современный бизнес строится не только на талантах, но и на определенных процедурах, технологиях, системе управления рисками, прозрачном и объективном порядке оценки персонала и его обучении. Этим и объясняется спрос на «экспатов».
Позволить себе принять на работу иностранного топ-менеджера могут представители высокорентабельных отраслей производства, которые способны предложить ему конкурентную заработную плату и набор компенсаций за иное качество жизни. Зачастую именно по этой причине уровень дохода иностранного работника выше уровня дохода россиянина на аналогичной должности и примерно на 50% выше того, который иностранец имел бы на родине.
Мария Островская, директор офиса Human Factors в Ростове-на-Дону:
— Зачем ростовские фирмы приглашают иностранных специалистов? Во-первых, есть руководители, фанатично отрицающие наличие профессионалов в России. Они привозят западных специалистов, не обязательно лучших. Хотя средний западный профессионал действительно лучше среднего российского — на Западе серьезнее подходят к вопросу постоянного профессионального обучения. Во-вторых, иногда бывает на самом деле трудно подобрать в России профессионала с нужным опытом работы. Тут возможны два варианта: привлечение на работу специалиста или привлечение консалтинговой компании.
Среди задач помимо основной деятельности должна быть обязательно передача знаний — его, собственно, и приглашают с целью обучить за какой-то период работы русских подчиненных и воспитать преемника. Тут важно, имеет ли иностранец помимо профессиональных знаний опыт наставничества и захочет ли он ими делиться. Нужна тщательная проверка рекомендаций и реального опыта работы специалиста, нужен испытательный срок. В Россию едут или опытные пенсионеры (что, я считаю, очень хороший вариант), или те, кто не может найти себя на Западе. Люди могут ехать за вызовом (новые впечатления и необычные задачи) или за легкими (в их представлении) большими доходами. А требований у наших компаний не меньше, а даже больше, чем на Западе: надо уметь обучать, выстраивать структуры, а не только работать в готовых условиях, уметь работать в условиях неопределенности, учиться говорить по-русски и т. д.
Учитывая уровень спроса и готовности ростовских компаний платить, считаю, что открывающегося офиса московской компании Ward Howell вполне хватит, чтобы удовлетворять имеющиеся потребности.
Павел Плаксин, партнер компании Ward Howell International:
— Прошла волна, когда почет и уважение обеспечивались любому иностранцу. Сейчас скорее так: ставится конкретная задача, и все равно, кто ее решит. Иностранцы «дороги», им надо платить от 100 тысяч долларов в год, и потому приглашают их на ключевые позиции. Из какой страны специалист, зависит от задачи. Иногда интереснее приглашать людей из Восточной Европы, так как они обычно «дешевле» и лучше понимают наш рынок.
В иностранцах заинтересованы прежде всего молодые отрасли — страхование, девелопмент, розничные банки — то есть те, где нет российского опыта, и компании покупают готовое решение. И во-вторых, это компании, перешедшие на новый виток развития. Например, сектор мобильной связи, где борьба за нового клиента сменилась борьбой за существующего.
Обычный период контракта с иностранцем — 1–2 года, продление происходит редко. Поработал здесь — поехал дальше, в Бразилию.
По опыту Ward Howell, случаи приглашения иностранцев в российские региональные компании единичны. Пока мы не знаем, будут ли заказы на эту услугу в нашем ростовском представительстве.
2007-07-17