Чем работодатель привлекает простого рабочего.
Оказывается, синие воротнички, как и белые, внимательно относятся к репутации компаний-работодателей. Но представления о репутации у них складываются из совершенно разных факторов.
Идут на бренд.
Для квалифицированных специалистов репутация компании-работодателя — фактор важный. "Ряд наших клиентов предлагают заработные платы средние по рынку и даже ниже рыночных, компенсируя это именем компании", — замечает главный консультант департамента HR хедхантинговой компании Cornerstone Ольга Литвинова. Чем сильнее HR-бренд, тем меньше расходы на персонал, соглашается генеральный директор компании HeadHunter Юрий Вировец: "Зарплаты в компаниях с сильным HR-брендом могут быть на 20-30% ниже, а пользующиеся успехом работодатели могут с легкостью заполучить таких топ-менеджеров, которые для менее престижных организаций доступны только за очень большие деньги".
Репутация компании имеет значение и для синих воротничков. Например, размещение логотипа компании в рекламном модуле о вакансии может помочь или помешать при массовом подборе персонала. "Иногда мы просим у клиента логотип, и количество звонков увеличивается на 30-40%. А иногда из-за этого и уменьшается на столько же", — говорит Людмила Кузенкова, директор отделений компании Kelly Services по массовому подбору персонала. Имя компании немаловажно, соглашается исполнительный директор по управлению персоналом торгового дома "Копейка" Наталья Терентьева, но чаще всего оно складывается из того, что рассказывают люди, которые уже работали в компании.
Деньги на бочку.
"При выборе работодателя топ-менеджеры выделяют следующие значимые для них критерии: доверие, взаимопонимание и выполнение финансовых обязательств акционерами, качество управленческой команды, возможность участвовать в разработке стратегии, возможности самореализации и развитие", — рассказывает старший партнер компании RosExpert Анна Кофф.
В глазах же синих воротничков репутация работодателя складывается из уровня заработной платы, регулярности выплат и социальных льгот. "Чем ниже карьерный и профессиональный статус сотрудника, тем меньшее значение имеют для него факторы социального престижа и возможностей самореализации и тем большее — размер зарплаты и стабильность занятости", — комментирует результаты опросов руководитель направления корпоративных исследований ВЦИОМ Юлия Верлина. "Если компания в объявлении о вакансии предлагает зарплату чуть ниже рыночной, то мы сталкиваемся с проблемами в процессе подбора. Случилось как-то — одна компания-клиент по ошибке предложила зарплату выше рыночной на 20%, и к нам стояли очереди желающих", — рассказывает Кузенкова.
Денежный вопрос для кандидатов из синих воротничков важнее репутации компании на рынке и известности брендов, с которыми она работает, замечает директор по персоналу компании "Росинтер Ресторантс" Борис Резапов: "При массовом наборе линейного персонала мы, конечно, стараемся создать привлекательный образ работодателя, обращая внимание соискателей на известность компании в целом и брендов ресторанов в частности. Но кандидатов на рабочие позиции в основном волнуют вопросы уровня зарплат и возможность обучения и роста". Рядовых сотрудников, устраивающихся на работу в компанию "Эниро Рус-М", работающую в сфере рекламно-справочных услуг, тоже не волнует статус компании. "Они сразу спрашивают, сколько им будут платить", — делится опытом президент компании Александр Смолин.
Капризы и размеры.
"Три или пять лишних тысяч рублей зарплаты могут не иметь такого значения, какое имеют столовая, проездные, возможность отправить детей на отдых, близость работы к месту проживания", — утверждает директор по персоналу дивизиона "Центр" ОАО "Лебедянский" Екатерина Шахрай. Впечатление о компании у рядового сотрудника иногда складывается из мелочей, замечает директор по персоналу группы компаний "Эфко" (белгородский производитель спецжиров, растительного масла и майонезов) Николай Конюхов: "Значение может иметь и то, как выглядит рабочее место, улыбаются люди или нет, как их приветствует начальник, какая дисциплина на предприятии, как охранник стоит на проходной". Бывали случаи, рассказывает Кузенкова, когда люди отказывались от только что найденной работы только потому, что им не нравится рабочая форма.
"Для простого рабочего бренд складывается из того, что знают и видят люди, которые работают или уволились из компании", — говорит Терентьева из "Копейки". "Сарафанное радио" — важнейший канал информации о работодателе, соглашается Шахрай: "Если у человека в его районе есть несколько работодателей, то он узнает о разных условиях работы на них от соседей и знакомых. Если вдруг какое-то предприятие поднимает зарплату, люди сразу начинают мигрировать".
Другим источником информации о компании часто выступают объявления в прессе, причем от их размеров может напрямую зависеть и впечатление о компании. "Лучше всего работают большие объявления, которые заявляют бренд компании и предлагают список вакансий, — люди тянутся к крупным брендам, — делится наблюдениями Смолин. — Когда компания размещала объявление строчкой или небольшим модулем, в день поступало не больше 50 звонков, сейчас их свыше 200, причем в 10% случаев соискатели приезжают на собеседование".
Александр Острогорский, Оксана Гончарова
2007-06-06