Никто не может обойтись в своей работе без критики подчиненных. Но очень часто указания на недостатки и ошибки воспринимаются болезненно и задевают "за живое". В результате критика только вызывает обиду и отбивает желание сотрудника работать.
Задача руководителя - сделать так, чтобы его слова были правильно восприняты подчиненными и служили им в качестве "руководства к действию".
Узнайте позицию подчиненного.
Прежде чем начать отчитывать сотрудника, дайте ему возможность высказаться. Важно, чтобы получился диалог, тогда Вам будет легче понять друг друга. Необходимо выяснить истинные причины происшедшего. Если "смягчающих" обстоятельств нет - то критика должна быть жесткой и четкой, если есть - то появится возможность совместно решить те проблемы, которые возникли при выполнении данной задачи. И избежать их появления в дальнейшем. Ведь Вы критикуете не ради критики, а ради улучшения результатов работы. Оценивайте не сотрудника, а результат его действий.
Каждый имеет право на ошибку, не застрахованы от нее и Ваши подчиненные. Не переходите на личности, когда будете оценивать результат выполненной работы. Ведь Ваш сотрудник вовсе не настроен выслушивать мнение по поводу своих умственных и профессиональных способностей. Обиженный человек вряд ли будет внимать пожеланиям об исправлении допущенных ошибок. Поэтому подчиненный должен услышать от Вас , что это не "он плохой", а "его работа выполнена плохо".
Критикуйте оперативно, не тяните время.
Реагируйте на недочеты в работе сразу, а не через какое-то время. Во-первых, Ваш сотрудник переключится на другие задания, и ему будет сложно вспомнить, что он сделал не так несколько недель назад. Во-вторых, у него может возникнуть мнение, что Вы придираетесь к нему или сводите счеты. И тогда он не отнесется конструктивно к Вашим замечаниям, а займет оборонительную позицию, то есть окажется "по другую сторону баррикады".
Говоря о "минусах", не забывайте про "плюсы".
Критикуя, старайтесь найти и положительные моменты в выполненной работе - очень редко бывает так, что все плохо. Если же Вы зациклитесь на одних только "минусах", у сотрудника опустятся руки и возникнет ощущение собственной никчемности и профессиональной непригодности. Ведь цель вашей критики - не отбить желание трудиться, а стимулировать к совершенствованию работы и достижению лучших результатов.
Учитывайте индивидуальные особенности сотрудников.
Ко всем подходить с одной меркой нельзя. Важно учитывать, какая форма критики правильно, то есть конструктивно, воздействует на каждого отдельного сотрудника. С кем-то можно пошутить - и он нормально воспримет все замечания, а кого-то Ваш ироничный тон сильно заденет. Робких подчиненных необходимо подбодрить, а к сознательно не выполняющим работу - предъявить жесткие требования. Тогда все Ваши замечания достигнут поставленной цели и допущенные ошибки будут исправлены.
Четко излагайте свои замечания.
Те, кого Вы критикуете, должны ясно и четко понимать, что Вы имеете в виду и чего от них хотите в дальнейшем. Если Вы будете изъясняться общими фразами, не объясняя, что конкретно не так и что нужно переделать, сотрудник вряд ли сможет внести какие-то необходимые коррективы в свою работу. Скорее всего, он пустит работу на самотек, подумав: "Все равно ему не угодишь, сами не знает, чего хочет!"
Не разбирайте ошибки сотрудника публично.
Нет ничего хуже, чем вынесение промахов человека на всеобщее обсуждение. Конечно, руководителя понять можно: воспитательный момент в управлении коллективом имеет не последнее значение. И все же не стоит испытывать своих сотрудников на стрессоустойчивость. Критика во всеуслышание, "чтобы другим не повадно было", только создаст барьер между вами и подчиненным. А без согласия и доверия, утраченных в воспитательной борьбе, очень трудно будет достичь хороших результатов.
Никогда не критикуйте начальника в присутствии подчиненных.
Как бы ни досадил Вам руководитель подразделения, держите себя в руках - не стоит совершать большую ошибку. Ведь после разноса в присутствии подчиненных свою карьеру в вашей компании критикуемый может считать завершенной: вряд ли кто-нибудь будет в дальнейшем воспринимать его самого и его указания всерьез. Если Вы не собираетесь с ним расставаться, побеседуйте о его промахах наедине.
Контролируйте свои чувства и эмоции.
Руководителя должны уважать, а не бояться. Поэтому не надо терять контроль над собой и "опускаться" до шума и грубостей. Да и вообще, крик - это всегда признак бессилия. Кроме того, критикуя, следите за своей интонацией, мимикой, жестами. Не демонстрируйте превосходство с помощью иронических замечаний и пренебрежительного тона. Ведь цель критики - не самоутверждение за счет подчиненных, а повышение эффективности их работы.
Будьте доброжелательны.
Любая критика воспринимается лучше, если разговор протекает в спокойной и доброжелательной обстановке. Ваша задача - не обидеть человека, дав ему понять, что он "не оправдал ожиданий", а направить его деятельность в нужное русло. Обращайтесь к сотруднику по имени, покажите свою заинтересованность в том, чтобы в следующий раз он справился с работой лучше. Тогда подчиненный наверняка постарается оправдать оказанное ему доверие.
Андрей Глазов
2007-08-30