Анна Гуревич, кандидат психологических наук, бизнес-консультант, анализирует наиболее интересные примеры бизнесов Деда Мороза и его иностранных собратьев.
В разных странах не только практикуются разные традиции празднования Рождества и Нового года. У всех праздничных персонажей по-разному организованы и бизнес по производству и доставке подарков, и система исполнения желаний клиентов.
У Мороза Ивановича все просто. Его бизнес – типичное семейное предприятие, где наследники (Снегурочка) участвуют в бизнесе в качестве сотрудников на подхвате.
Аутсорсинг в работе используют Санта-Клаус и финский Йоулупукки. Кроме непосредственно развозки подарков этот владелец малого бизнеса имеет колл-центр, где работает приглашенный персонал – гномы, слушающие, как себя ведут дети во всем мире.
Шведский Юль Томтен, напротив, настоящий «большой» капиталист: у него в резиденции организовано крупное торгово-производственное предприятие со сложной системой рабочих групп.
Снеговик Дасти, мыши, Принц и Принцесса, Король, Снежная Королева – топ-менеджмент, эльфы – рабочие, тролли – курьеры.
Голландский Дед Мороз не только представляет предприятие с иностранным капиталом (прилетает из Испании), но и использует рабочую силу мигрантов: с ним путешествуют слуги, черные (а также зеленые и красные) Питы.
Англо-саксонский Father Christmas держит в руках хлыст и мешок с игрушками. Для того чтобы получить от него подарок, недостаточно весь год быть паинькой. Необходимо также написать ему письмо с перечислением желаемого и бросить в огонь. Это обычная госструктура с кнутом и пряником.
Испанцы в своих легендах создают образ бизнесмена, который получает удовольствие от работы – этакий бизнес в стиле фанк. Стиль работы испанского Деда Мороза Олентцеро напоминает креативные агентства, IT-компании, которые работают для души и с весельем.
В большинстве стран новогодние персонажи монополисты, но есть и исключения.
В Чехии – две конкурирующие организации. Один из праздничных дедушек, Микулаш, действует по стандартной схеме, разнося подарки с помощью двух менеджеров – ангела и чертенка. Второй – Ежишек, по сути, скорее, меценат-благотворитель, поскольку он никому не показывается и дарит подарки совершенно безвозмездно, никто даже не знает, как он выглядит, и уж тем более никто не знает, как организовано его предприятие. Может, он тайный олигарх?
В Дании тоже два Деда Мороза, их конкуренция напоминает спор малого и крупного бизнеса. Крупный бизнес – это Юлеманден, большой дед, у которого есть помощники-эльфы. Юлениссе – младший дед, маленький старичок, который живет в лесу и ездит на тележке. Целый год он живет в избушке и мастерит рождественские подарки, а перед Новым годом помогает хозяйкам.
Крупное фермерское хозяйство у монгольского Деда Мороза. Увлин Увгун, который даже одет в традиционную монгольскую одежду скотовода, имеет наемных рабочих Зазан Охин (девочка Снег) и Шина Жила (мальчик Новый Год).
В Китае Деда Мороза зовут Шань Дань Лаожен. Он, по легенде, изучал Конфуция, ушу и айкидо
Это мудрый бизнес-консультант экзистенциального направления. Спокойно медитируя на природе, он дает возможность клиентам самим прийти к наиболее правильному решению.
В Германии духом Нового года считается Вайнахтсман – «рождественский человек», который в компании с кроткой Кристкинд приходит в гости к детишкам вечером 24 декабря. На нем вывернутая шуба, перехваченная цепью, в одной руке розги для наказания непослушных, в другой – мешок с подарками
Кристкинд просто повезло: она получила за свою красоту, кротость и преданность не только шубу и цепи, но и хорошо работающий бизнес.
Чтобы увеличить эффективность бизнеса, Деды Морозы всех мастей готовы залезть в огонь и в воду и заключить деловое соглашение с персонажами любых сказок.
По информации
2007-12-28