Падает или нет Ваше настроение при мысли о ежегодном мозговом штурме, более известном как аттестация, зависит в первую очередь от того, какую должность Вы занимаете.
Согласно исследованию, проведенному Институтом Персонала и Развития (ИПР), многие руководители намного сильнее переживают из-за аттестации, чем те, кого они аттестуют.
Проведенная в соответствии с правилами аттестация помогает компании лучше узнать и удержать свой самый дорогой ресурс – работников – при помощи оценки и мотивации. Она позволяет проанализировать навыки и поведение сотрудников, выяснить, каковы их карьерные ожидания. Но если при проведении аттестации допущены ошибки, эффект ее будет скорее негативным, что скажется на настроении работников и на бизнесе компании в целом.
Чтобы понять, в чем сложность процесса аттестации, нужно взглянуть на нее с точки зрения руководителя. Согласно исследованиям ИПР, руководящая деятельность состоит из трех элементов – выполнение определенной работы, управление вещами и управление людьми. Лишь немногие люди начинают работать в той или иной отрасли именно для того, чтобы начальствовать. Они идут в строительство, чтобы строить, в сферу образования, чтобы учить и в торговлю, чтобы продавать.
Съюзан - журналист, она работает в крупной и уважаемой компании. Каждый год в апреле ее линейному руководителю приходится проделыпать путь в 200 миль, чтобы провести очередную аттестацию, которая, по сути, представляет собой чистую формальность.
«Как и я, мой начальник – журналист, и у него есть только самые общие представления о том, как должна проходить аттестация», – говорит Съюзан. - «Предполагается, что мы должны проанализировать все мои достижения и упущения за прошедший год и сформулировать цели на будущий, но затем всегда происходит одно и тоже: мы возвращаемся к своей беспокойной работе и обо всем забываем».
По результатам опросов ИПР, руководители обычно приводят 5 доводов против аттестации:
«У меня и так достаточно работы, и нет времени на то, чтобы запонять аттестационные формы».
«Процесс аттестации не вписывается в бизнес-процесс».
«Аттестация по своей сущности не может быть беспристрастной - некоторых сотрудников оценивать проще».
«На аттестацию тратится слишком много времени и сил».
«Давать оценку сотруднику после его самопрезентации во время аттестационного интервью бывает достаточно сложно».
По мнению экспертов, не во всех компаниях возникают подобные трудности, но если две или три из них превращаются в настоящие проблемы, то эффективность процесса аттестации может быть значительно снижена.
«Аттестация важна по многим причинам», - полагает Марк Оливер, специалист в сфере HR. – «Она дает сотрудникам возможность обсудить с начальством те аспекты работы, на которые обычно не хватает времени. Для руководителя это шанс лучше узнать своих подчиненных, инструмент, при помощи которого можно найти скрытые таланты и выявить тех, кто готов развиваться».
Совет эксперта
Совет для работодателя прост. Избегайте превращения аттестации в тягостный процесс, используйте простые методы и ознакомьте руководителей с правилами вынесения оценок персоналу. Хороший руководитель рассматривает аттестацию как средство для мотивации и поощрения работника к развитию, побуждающее его сформулировать для себя «план личностного совершенствования», который поможет реализовать его потенциал.
«В идеале аттестация должна проводиться каждый квартал, однако даже раз в год она вполне эффективна», - отмечает Марк. – «Сделайте ее важной, значимой и самое главное – научите руководителей необходимым технологиям, в противном случае аттестация не будет иметь смысла и, в конце концов, может дорого обойтись компании».
2008-02-14