Рекрутинг стал одним из самых быстрорастущих рынков в Ростове, но пока не все клиенты довольны качеством.
Рынок услуг по подбору и управлению персоналом развивается параллельно появлению и росту в регионе компаний-работодателей. Сами рекрутеры оценивают свой вклад в закрытие всех ростовских вакансий как недотягивающий до половины (и это по самым оптимистичным оценкам). С остальным объемом работодатели предпочитают справляться сами.
В Ростове более тридцати активно работающих рекрутинговых агентств.
В отличие от уже не модных кадровых агентств они не берут денег с соискателей. Впрочем это и невозможно при сегодняшней конъюнктуре: спрос на специалистов, особенно чуть более редких профессий, чем менеджер по продажам, значительно превышает предложение.
Работодателю один найденный рекрутером работник обходится в 12–15% годового дохода этого работника (если это топ-менеджер, то и 25%). Kelly Services, например, получает за заказ в среднем 2000 долларов. А новые маленькие агентства демпингуют, предлагая найти человека за один месячный заработок. В ближайшем будущем цены на эти услуги будут расти.
— Когда речь идет об экспансии в регион и захвате доли рынка, цена за наем регионального менеджера для компании не так важна, — комментирует руководитель ростовского офиса Senat Consulting Services Юрий Козинцев.
По мнению руководителя компании ООО «Анкор-Дон» Ирины Швец, цены будут повышаться по мере того, как растет профессионализм, а значит, и себестоимость рекрутеров.
Один из собеседников N выразил радость от того, что в Ростов приходит дорогостоящее специализирующееся на хед-хантинге агентство Ward Howell: «Они помогут нам — приучат клиентов к высоким ценам».
Рынок рекрутинга растет «с двух концов». Организовать агентство недорого: местные компании часто состоят из двух человек и арендованного офиса с компьютером и факсом. С другой стороны, в бурно развивающийся регион приходят федеральные и международные рекрутеры. Последний пример — начало сотрудничества бывшего франчайзингового офиса компании Анкор (ООО «Анкор-Дон») с сетью Avanta Personnel (официально начинается 20 сентября) и ближайшие планы влиться в международную сеть, а также одновременное открытие дочернего офиса московского Анкора. Клиентуры хватает и большим, и маленьким агентствам. Компаниям, имеющим филиалы, удобнее обращаться в крупное агентство, также имеющее филиальную сеть или предлагающее региональный поиск. Маленькие агентства держат низкие цены, обслуживают такой же малый бизнес. К тому же поскольку в рекрутинге все держится на людях, то и фирма из 3–4 опытных талантливых консультантов имеет шансы на успех.
У нас нет профессионального рекрутерского образования. В агентствах работают психологи, реже бывшие менеджеры. Учатся они в основном на своем опыте.
— Я не очень высокого мнения о ростовских рекрутерах, потому что им негде учиться, — говорит Ирина Швец. — Сотрудники в любом консалтинговом бизнесе должны непрерывно обучаться, бывать на качественных тренингах.
Южно-Российский клуб HR-менеджеров бесплатно обучает рекрутеров. Другие профессиональные объединения обучением не занимаются.
Кроме собственно подбора рекрутинговые компании предлагают более сложные услуги: оценку зарплат по рынку, ассесмент (тестирование и оценку персонала). По оценкам агентства «Бизнес-Сфера», 10% обращений к ним — это заказы на аутстаффинг (вывод персонала за штат компании). Агентство «Ваш статус» недавно провело первый проект по бенчмаркингу (изучению лучшего опыта конкурентов) для производителя снеков. Агентства, предоставляющие сколько-нибудь качественно большой спектр услуг, в Ростове можно пересчитать по пальцам.
Юлия Уракчеева.
Как развивается рекрутинг в Ростове?
Виктория Арсеньева, генеральный директор агентства персонала «Бизнес-Сфера»:
— Ростовский рынок рекрутмента развивается стремительно. До недавнего времени это, скорее, был количественный рост. Учитывая, что ситуация на рынке труда сейчас говорит о дефиците квалифицированного персонала, опытные востребованные рынком кандидаты, как правило, рассматривают сразу несколько предложений. Иногда специалисты с необходимыми компетенциями просто отсутствуют в нашем регионе, в таком случае нужно работать с другими регионами, а иногда и с другими странами. Соответственно, растут требования к профессионализму рекрутинговых агентств, к их опыту работы с тем или иным сегментом рынка, наличию ресурсов (человеческих, финансовых). Поэтому ростовский рынок рекрутмента будет расслаиваться, основным критерием дальнейшего разделения будет соотношение «цена–качество». Чтобы быть успешной, рекрутинговая компания должна показывать стабильно высокое качество услуг, ориентироваться на задачи заказчиков, повышать профессиональный уровень своих сотрудников, оперативно реагировать на изменения рынка. Победит сильнейший. Наши услуги востребованы как никогда: количество запросов на подбор персонала выросло в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и эта потребность будет расти, учитывая динамику развития региона.
Анна Фисан, руководитель направления «Рекрутмент» агентства «Арсенал»:
— На основании проводимых нами ежегодных исследований мы сделали вывод, что рынок рекрутмента в Ростове находится в стадии расслоения. В ближайшие год-два из всех представленных на рынке агентств выделится несколько слоев — четче станет специализация либо по профессиональной отрасли, либо по уровню подбираемых специалистов (например, только менеджеры мидл-уровня или только топы, финансовые специалисты и т. д.). Будут обозначены наиболее сильные агентства, предлагающие свои услуги не только в сфере рекрутмента, но также и в других направлениях (ассесмент, массовый подбор, мониторинг, аутстаффинг). В результате прихода международных и столичных сетевых агентств будет происходить слияние бизнесов либо поглощение мелких агентств крупными игроками. Агентства-новички будут вынуждены демпинговать, что приведет к их скорому исчезновению.
Елена Леонтьева, директор Агентства Персональных Решений:
— Трудно предположить, как будет меняться рынок рекрутинговых услуг. С одной стороны, крупные российские и международные агентства уже заняли свою нишу. С другой стороны, торговые и производственные компании активно развивают свои службы персонала, а при дефиците на рынке квалифицированных специалистов они часто прибегают к помощи рекрутеров. И небольшие компании без своей службы персонала, имея ограниченные средства на подбор кандидатов, нуждаются в рекрутинговых услугах. Спрос рождает предложение, и усиливается конкуренция между рекрутинговыми агентствами. В связи с этим, скорее всего, будет продолжаться процесс специализации агентств. Многие небольшие агентства не выдержат конкуренции. Выживут те, у которых сформировался устойчивый круг постоянных клиентов и которые, следуя законам рынка, меняют свою структуру, больше вкладывая в маркетинговые мероприятия и обучение собственных менеджеров технологиям быстрого и качественного поиска и подбора персонала, имеют хорошо обученных клиентских менеджеров.
Виктория Чердакова, директор агентства «Ваш статус»:
— Я вижу только перспективы. Рынок растет, хотя многие работодатели по-прежнему считают, что способны все кадровые вопросы решать сами. Многие агентства появляются и исчезают. Уходят с рынка потому, что в маленьких агентствах все обычно строится вокруг одного человека, и если меняются обстоятельства, оно закрывается. Чем дальше, тем сложнее найти квалифицированный персонал традиционным рекрутингом: как правило, хорошие специалисты не находятся в активном поиске, их надо искать и переманивать. Мы сейчас делаем упор на хед-хантинг. Это сложная и интересная работа. Метод позволяет сделать срез рынка — увидеть, где и на каких условиях работают искомые специалисты.
Виталий Воронин, руководитель ростовского отделения Kelly Services CIS:
— С полной уверенностью можно давать положительные прогнозы развития рынка рекрутинга, которые в основном связаны с выходом крупных игроков на рынок. Связано это с повышением качества предоставляемых услуг. Для таких компаний, как Kelly Services CIS, главным принципом работы во всем мире является соответствие международным стандартам качества услуг. Во все представительства, открываемые в регионе, внедряются операционные процедуры и системы контроля их соблюдения, единые для всех офисов Kelly Services в 30 странах мира. Мы можем гарантировать одинаково высокий уровень сервиса для клиента независимо от региона дислокации филиала.
Елена Гринева, директор ростовского офиса компании «АНКОР»:
— Ростовский рынок рекрутмента развивается очень интенсивно. Есть тенденция освоения регионального рынка федеральными компаниями. Это прежде всего говорит об экономической привлекательности нашего региона. Все новые и новые игроки бизнеса заходят в Ростов, а значит, образуются все новые и новые рабочие места. Рост числа рекрутинговых компаний не прекращается.
В августе 2007 года мы исследовали рынок позиций среднего уровня: в этом сегменте активно работают около 20 рекрутинговых агентств Ростова. В основном это компании, которые существуют в Ростове более двух лет. И это говорит о зрелости рынка.
Думаю, в ближайший год выделятся 3–4 компании, которые распределят между собой 60% рынка. Лидеры — это те компании, которые предоставляют и смогут предоставить сервис высокого уровня. В нашем бизнесе самое главное — клиентоориентированность, комплексность услуг и высокое качество работы.
Александр Григорьев, директор агентства «Южный ветер»:
— Все большее число работодателей приходит к выводу, что за хороших специалистов можно платить деньги, что люди в большинстве случаев — основной двигатель бизнеса, и от качества персонала зависит развитие компании, а стало быть, и прибыль. В условиях некоторого кадрового дефицита, сложившегося в нашем регионе, несомненным плюсом рекрутинговых агентств является возможность привлечения не только кандидатов, находящихся в активном поиске, но и тех, кто лишь подумывает о том, чтобы сменить работу, поскольку агентства отслеживают специалистов различного профиля длительное время. Поэтому даже крупные компании, имеющие серьезную службу по подбору персонала, все чаще обращаются к нам, когда речь идет о срочном подборе необходимого сотрудника.
Ирина Швец, директор ООО «АНКОР-Дон»:
— Рынок растет, заказов действительно много. В портфеле наших консультантов у каждого более 14 заказов. К нам поступает 30 звонков в день (конечно, мы оцениваем заказы и не за все беремся). Считаю прогрессивной формой развития ростовского рынка рекрутмента Южно-Российский клуб HR-менеджеров, так как в кругу профессионального общения более молодые агентства смогут быстрее освоиться в конкурентных условиях, полюбить свою профессию и понять ее.
Считаю, что рынок рекрутмента в Ростове развивается прежде всего в сторону специализации. Именно специализация позволяет работать по эксклюзивным договорам, а не участвовать в тендерах и не выживать за счет демпинга. Специализация позволяет обеспечить качественную услугу, развить дополнительные кадровые сервисы. Это знание и экспертиза рынка, соблюдение сроков при подборе. По моему мнению, маленькие агентства должны полностью специализироваться, в более крупных должны быть внутренняя специализация, обширная электронная база, соблюдение этических стандартов и современных технологий подбора.
Светлана Гребенюкова, коммерческий директор группы кадрового консалтинга RCA:
— Основная проблема деятельности рекрутинговых компаний — отсутствие специализации. Группа кадрового консалтинга RCA активно внедряет внутреннюю специализацию рекрутеров.
Количество вакансий значительно превышает число специалистов, отвечающих требованиям вакансии. Это вынуждает работодателей быть более гибкими при определении требований к кандидатам, существенно увеличивать дельту предлагаемых заработных плат. На основании наших исследований можно утверждать, что по количеству наиболее востребованного персонала в 2007 году продолжают лидировать специалисты и руководители в сфере продаж и ритейла, рекрутинговую активность которых уже несколько лет подпитывает экспансия в наш регион крупных и не очень дистрибьюторов, а также федеральных розничных сетей. На втором месте по востребованности специалисты IT и телекоммуникационного сегмента рынка. В третьей группе — специалисты финансовой отрасли. Значительно увеличился спрос на персонал со стороны производственных компаний, в первую очередь на технических специалистов: инженеров и технологов, а также существует острая нехватка рабочего персонала. Наша компания, учитывая данную тенденцию рынка, предлагает своим клиентам решить вопрос нехватки рабочего персонала с помощью услуги лизинга.
2007-09-18