Аутстаффинг - ключ к решению кадровых проблем
Услуга аутстаффинга приобретает сегодня все большую популярность. Данная технология используется как инструмент, позволяющий снизить административные расходы и риски, связанные с кадровым делопроизводством, прежде всего, ограниченность штатного расписания и бюджета компании, а также оптимизировать решение трудовых споров.
Как считают специалисты появление аутстаффинга в России связано с процессом оформления «цивилизованного рынка». Тенденции развития аутстаффинга в России во многом схожи с историей развития данного сервиса на Западе. Усложнение и формализация рыночных отношений вызвала потребность появления дополнительных сервисных услуг, направленных на снижение бюрократических издержек, тормозящих развитие бизнеса. Таким образом, увеличение законодательной составляющей превращает ее в самостоятельную сферу бизнеса.
Сейчас в российской бизнес-практике наиболее часто употребляют следующие термины:
- аутсорсинг (outsourcing) - договор оказания услуг или, в отдельных случаях, договор подряда. Этот вид отношений достаточно четко определен Гражданским кодексом. При аутсорсинге компания передает какую-либо из своих функций, не являющуюся профильной, внешней компании;
- аутстаффинг (outstaffing) - передача компанией части своих работников кадровому агентству. Сотрудники при этом остаются на прежнем месте службы, но функции работодателя (например, начисление зарплаты и социальные гарантии) берет на себя лизинговая компания. В широком понимании аутстаффинг означает сделку фирмы с кадровым агентством, в ходе которой последнее передает заказчику сотрудников на определенное время.
- подбор временного персонал (temporary staffing) - предоставление временного и сезонного персонала на короткий срок (как правило, на проект или на время сезонного пика). Кадровое агентство само подбирает работников, заключает с ними гражданско-правовые договоры и полностью несет за них ответственность;
- лизинг персонала (staff leasing) - предоставление находящихся в штате кадрового агентства сотрудников клиенту на относительно длительный срок - от трех месяцев и до нескольких лет. Необходимо заметить, что пользоваться словосочетанием «лизинг персонала» в России не совсем верно. Дело в том, что согласно статье 665 Гражданского кодекса, а также Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», понятие лизинга по смыслу полностью идентично аренде. Объектом же договора аренды может быть только имущество. Ни человек, ни его труд в соответствии с российским законодательством таким предметом не является. Таким образом, термин «лизинг персонала» нужно использовать очень осторожно.
Сейчас доля аутстаффинга на рынке кадровых услуг составляет около 20%, аутсорсинга - 15% и лизинга персонала – 15%. Аутстаффинг постепенно начинает составлять прямую конкуренцию услугам по прямому поиску персонала, доля которого тоже составляет 20%. За последние три года рынок аутстаффинга вырос в четыре раза, что свидетельствует о развитии и усложнении юридических оснований российского бизнеса. Исходя из этого можно утверждать, что данная услуга – одна из самых перспективных на кадровом рынке.
Многие рекрутинговые компании сегодня стремятся наращивать долю аутстаффинга в своем бизнесе. В первую очередь, этому способствуют стабилизация и рост экономики в стране, а также увеличение доли западных компаний на рынке.
Эксперты прогнозируют неизбежный дальнейший рост спроса на услуги аутстаффинговых компаний, в первую очередь небольших, ориентированных на конкретного клиента, способных предложить гибкую ценовую политику, конфиденциальность и доказавших свой профессионализм. Во многом развитию этого бизнеса будет способствовать более четкая разработка юридической базы предоставления услуги аутстаффинга в России.
Преимущества заключения договора аутстаффинга:
- в ситуации ограниченного штатного расписания (количество сотрудников и размер зарплаты) появляется возможность сократить число штатных сотрудников
- иностранным компаниям, начинающим работать на Российском рынке, не нужно вникать в сложности Российского кадрового законодательства, нанимать сотрудников кадровых служб;
- возможность сосредоточить все усилия на конкретном направлении бизнеса компании, приняв «дополнительных» служащих (офисных работников, обслуживающий персонала) в рамках аутстаффинга
- при использовании временного персонала нет необходимости зачислять его в штат компании
- возможность разгрузить бухгалтерию и кадровую службу, передав обязанности по работе с персоналом кадровому агентству
- обеспечение легализации трудоустройства персонала; осуществление выплат и делопроизводства в полном объеме в соответствии с законом;
- улучшение имиджа компании – сокращаются риски возникновения конфликтов и судебных тяжб с работниками.
Сложности, возникающие при аутстаффинге:
- Общей проблемой всех компаний, занимающихся аутстаффингом, является отсутствие понятия аутстаффинга в Российском законодательстве. Отечественные компании решают проблему «легатимизации» своих услуг посредством заключения с заказчиком договора возмездного оказания услуг.
- Потенциальной проблемой может быть недовольство персонала, переведенного в штат Исполнителя по договору аутстаффинга. Данную проблему необходимо предотвратить при помощи предварительной подготовки передаваемых по договору сотрудников компании, а также в некоторых случаях увеличения "социального пакета", который получает переведенный сотрудник.
- Возможно возникновение напряжения между клиентом- заказчиком услуги аутстаффинга и исполнителем из-за опасности утраты конфиденциальной информации клиента. Эта проблема снимается при грамотном составлении договора возмездного оказания услуг.
- недостаточная информированность об этой услуге потенциальных заказчиков. Аутстаффинг представляет собой сравнительно новое для России явление. Поэтому многие потенциальные клиенты с недоверием относятся к данной технологии и сомневаются в ее эффективности для бизнеса.
Категории сотрудников, выводимых за штат
На сегодняшний день процентное соотношение должностей сотрудников, выводимых за штат, выглядит следующим образом: 46 % - административный персонал; 24% - финансовые позиции среднего звена; 14% - IT-специалисты; 10% - топ-менеджмент; 6% - рабочие специальности.
Если несколько лет назад на основе аутстаффинга происходил в основном подбор вспомогательного персонала, то сейчас со стороны крупных западных и российских компаний растет спрос на квалифицированных специалистов и становится все более популярной практика вывода за штат менеджеров и топ менеджеров.
Аутстаффинг в России
В настоящее время на рынке России аутстаффингом занимаются в основном западные рекрутинговые агентства: Kelly Services, Manpower, Coleman Services Inc, Ventra Employement и др. Среди отечественных компаний подобную услугу предоставляют "Анкор", «Мегаполис», «AdvanHawk». Заметим, что на данный момент рынок находится только в начале развития, поэтому потенциал его весьма высок. Объем российского рынка услуг по подбору временных сотрудников оценивается в $80 млн (по поиску менеджеров высшего звена – всего в $15–20 млн).
|