Менеджер проекта в строительной компании - кто он?
Рынок недвижимости в России развивается бурными темпами, что вызывает потребность его все большей структуризации. Как любая сложная структура он нуждается в грамотном управлении, поэтому уровень профессионализма его участников неизбежно растет. Что, в свою очередь, ведет к улучшению качества представляемых продуктов и развитию разумной конкуренции. Современный потребитель лучше ориентируется в ситуации на рынке и предъявляет более четкие требования.
Организация проекта, связанного с недвижимостью, требует решения множества задач: поиск источников финансирования, способов привлечения инвестиций, выбор площадки, согласование с различными городскими структурами, выбор архитектурного проекта, проведение коммуникаций и т.д. и т.п. Для решения всех этих и многих других задач сегодня обращаются в девелоперскую компанию или нанимают менеджера проекта.
Понятие ?девелопмент? происходит от английского глагола to develope, основной перевод которого - "развивать", "совершенствовать". Девелопер - это компания, которая занимается реализацией строительного проекта от его идеи и инвестирования, до строительства и сдачи в эксплуатацию. В зависимости от условий договора, девелопер впоследствии может осуществлять управление построенным объектом. Иногда понятие ?девелопер? употребляется по отношению к человеку, должность которого обычно звучит как "менеджер проекта", "руководитель проекта", "директор по строительству".
Среди компаний, предоставляющих сегодня услуги девелопмента можно назвать "Ренова", "Интеко?, "Mirax Group", "ДОН-Строй", "ПИК", "Гута-Девелопмент", "Миэль", "Rodex Group", "Инком", "БЭЛ Девелопмент" и другие.
По оценке специалистов, эта отрасль сегодня одна из самых привлекательных, и при грамотном подходе инвестиции в коммерческую недвижимость дают возможность получать очень высокую доходность при приемлемом уровне риска.
Процесс девелопмента отличается особой сложностью. И менеджер строительного проекта сегодня выступает в роли дирижера огромного оркестра, обеспечивая гармонию и порядок. Подобный специалист должен учитывать как западный опыт решения архитектурных задач, и запросы потребителей, так и менталитет российского арендатора, и стиль управленческой деятельности чиновников. Он должен согласовывать деятельность архитекторов и подрядчиков, эффективно взаимодействовать с разнообразными разрешительными, согласовательными и прочими структурами. Но где и как найти специалиста, обладающего подобными знаниями и талантами, а главное, опытом ведения сложных девелоперских проектов?
Здесь необходим человек с современными взглядами и свежими идеями, лидер, обладающий высокими организаторскими способностями, умеющий выстраивать взаимоотношения в команде. По сути, речь идёт о поиске менеджера с высоким творческим потенциалом и навыками решения нестандартных проектных задач. Для руководителя проекта недвижимость - это не только реальный объект, здание или сооружение. Это еще и виртуальные финансовые потоки, т.е. те вложенные деньги, которые должны оправдать себя, сделать проект рентабельным. Поэтому ему необходимо свободно ориентироваться в финансовых и юридических тонкостях работы с недвижимостью.
Специалистов такого уровня в России еще не так много. Поэтому кадровые агентства приравнивают подбор менеджера строительного проекта к задачам высшей степени сложности, справедливо считая, что функционал подобного специалиста сравним с функционалом топ-менеджера.
Именно от степени взаимопонимания между работодателем, нанятым менеджером и персоналом зависит результативность проекта. В первую очередь важно умение руководителя проекта делегировать полномочия и держать под контролем весь процесс работы.
Для того, чтобы работа над созданием объекта была успешной работодатель и менеджер проекта должны понимать друг друга, говорить на одном языке. От последнего требуется сочетать в себе практически взаимоотрицающие черты: рациональность, сдержанность, структурированность с интуицией, креативностью, высокой коммуникабельностью. Кроме этого, конечно, необходимо доскональное знание всех этапов развития проекта, его тонкостей и национальных особенностей. А ещё менеджер должен быть лоббистом, маркетологом, продавцом. Но подобный набор компетенций в России есть только у ограниченного числа специалистов. То есть круг возможных кандидатов сужается до размеров мишени. И задача консультантов по подбору ? попасть в яблочко.
В силу узости этого круга высококлассных профессионалов, высококлассные менеджеры строительных проектов мигрируют из одной компании в другую, в основном руководствуясь личными связями.
Проблема заключается в том, что даже среди самих специалистов представления о сущности девелопмента разнятся. Не выработаны профессиональные стандарты, отсутствуют ориентиры в виде специализаций. Складывается ощущение некоего размытого образа всемогущего руководителя проекта.
Поиск такого уровня специалистов - головная боль любого работодателя. В требованиях к кандидатам зачастую пытаются совместить несовместимое: западное образование и российский менталитет, опыт работы в структурированных западных компаниях и понимание отечественных традиций, молодость и перспективность вкупе с практикой успешного завершения сложных масштабных проектов.
В связи с этим консультантам по подбору персонала приходится проводить многоступенчатые собеседования с оценкой кандидатов по компетенциям, а также пускать в ход профессиональную интуицию и прочие психологические тонкости.
Задача рекрутера ? найти специалиста, отвечающего всем, даже и не высказанным пожеланиям Заказчика. Поэтому консультанты "AdvanHawk" в ходе работы над подобными проектами стараются четко сформулировать критерии оценки кандидатов, основываясь на требованиях работодателя, целях компании, ее корпоративной культуре, стиле и системе управления.
|