Тестирование при подборе персонала
Тестирование применяется при подборе или анализе уже работающего персонала.
Психологические тесты, применяемые при отборе кадров, принято делить на три большие группы:
- личностные тесты
- тесты на интеллект
- комплексные тесты (объединяют в себе предыдущих двух групп)
Данные тесты в основном разработаны для целей психодиагностики, но также могут эффективно применяться при отборе сотрудников, их расстановке.
Личностные тесты активно применяются в разных областях уже много лет. Их использование при отборе персонала основано на предположении о том, что определенные виды работы требуют определенных черт характера, наличие или отсутствие которых у претендента и может быть выявлено с помощью этих тестов. С другой стороны, конечно же, если для вакантной должности требуется разносторонне развитый человек, то большое значение приобретает и наличие таких существенных параметров, как квалификация, опыт, умственные способности, стремления и ожидания претендента.
Наиболее широко используемым (на настоящий момент) видом личностных тестов являются личностные вопросники, разрабатываемые для оценки ряда личностных качеств претендента. Количество различных личностных вопросников велико, и набор оцениваемых с их помощью личностных качеств достаточно разнообразен. Так может, например, оцениваться экстравертность/ интравертность тестируемого, независимость, приверженность традициям, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, склонность к соперничеству, решительность, артистичность, стиль мышления, умение убеждать, склонность к оптимизму/пессимизму и т.д.
Наиболее распространённые тесты личностных характеристик:
- Опросник Юнга - тест, разработанный К.Г. Юнгом. Он позволяет выявить типологические особенности личности - экстраверсию, интраверсию. Состоит из 20 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из двух вариантов ответов.
- ММРI (Миннесотский мультифакторный личностный опросник) - включает 550 утверждений от первого лица, касающихся самочувствия обследуемого, его отношений с окружающими, наличия невротической, психотической и психопатической симптоматики и других вопросов. Испытуемый в каждом случае решает, верно или неверно характеризует его данное утверждение. Дается один из трех ответов: не могу сказать, верно, неверно. Составлено 10 основных шкал (ипохондрии, депрессии, паранойи, психастении, шизофрении, мании, мужественности-женственности, социальной интроверсии) и около 400 дополнительных шкал для оценки самых разнообразных личностных особенностей. Кроме основных в ММРI включены такие оценочные шкалы, как количество неопределенных ответов, "шкала лжи", достоверности и т.д.
- 16-PF R.Catell (16-факторный личностный опросник). Оценка результатов производится исходя из 16 факторов, среди которых можно выделить такие как эмоциональная устойчивость, интеллектуальное развитие, доминантность, беспечность-сдержанность, моральный контроль поведения, устойчивость к стрессу и т.д.
Тесты на интеллект
Подобные тесты применяются для исследования общего уровня интеллекта, а также анализа различных способностей человека (аналитических, творческих и т.п.).
Тесты на интеллект предназначены для выявления степени владения испытуемыми действиями преимущественно с вербальным (словесным), числовым и графическим материалом. Результаты тестирования часто выражают в числовых коэффициентах интеллектуальности. Каждый из этих тестов основывается на какой-либо модели интеллекта и представляет собой совокупность заданий, не требующих, как правило, специальных знаний, умений и навыков.
Любой тест на интеллект состоит из некоторого количества заданий: обычно от 40 до 200. Тесты на интеллект проводятся с ограничением времени. Часто тест разбивается на отдельные блоки, называемые субтесты. В один субтест обычно входит порядка 20 заданий, которые надо решить за время порядка 5-10 минут.
Наиболее распространённые тесты на интеллект:
- "Измерение интеллекта Векслера". Тест, состоящий из 11 субтестов на разные способности, как вербальные, так и невербальные. Вербальные: общая осведомленность, общая понятливость, арифметические способности, тест на установление сходства, на лексический запас. Невербальные: нахождение недостающих деталей (пространственные способности, комбинаторные способности), нахождение последовательности, способность составить целое из частей.
- Тест структуры интеллекта Амтхауэра, позволяющий выявить как общий уровень развития, так и отдельные способности человека.
- Тест интеллекта Айзенка, его можно использовать для выявления общей образованности, понятливости, сообразительности, осведомленности и т.п.
- "Прогрессивные матрицы Равена" - он выявляет общие интеллектуальные способности человека. Тест состоит из 30 матриц (геометрических фигур), которые нужно складывать в определенном порядке в зависимости от заданий теста.
- тест Вандерлинка или КОТ (короткий отборочный тест). Он удобен, невелик по объему и быстр в обработке. Поэтому хорошо подходит для тех случаев, когда вам из большого потока соискателей нужно сделать первичный отбор и определить, насколько заявленные данные кандидатов соответствуют действительности. Это тест на интеллектуальные способности с расшифровками по профессиям (сколько баллов должен набрать администратор, сколько программист и т.д.), но все эти требования не адаптированы к нашим условиям, поэтому жестко следовать им не стоит. В целом же этот тест неплохо, как говорят психологи, выявляет общий уровень интеллекта.
|