Познавая себя и окружающих, человек издавна стремился классифицировать полученные им знания, вывести закономерности, объясняющие особенности поведения и поступков его собратьев. Так зарождались психология и типология. Язык типов всегда был человеку наиболее понятен. Он ясен, интересен и прост в использовании. Отсюда неподдельный интерес большинства людей к гороскопам, ведь знаки зодиака - это те же типы. Но вдумчивых исследователей человеческого "я" всегда интересовали более серьезные категории, нежели гороскоп. В XX веке пристальное внимание получило типоведение. Эта научно-обоснованная система вот уже не один десяток лет используется отдельными людьми и организациями. Цель использования - налаживание контактов и улучшение сотрудничества.
В поисках истины
Еще Аристотель, наблюдая за человеческим темпераментом, разделил всех людей на четыре типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В дальнейшем теория древнегреческого философа и ученого неоднократно получала развитие и различные толкования. В результате чего в 1923 году на свет появилась типология швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. А позже и его учения стали благодатной почвой для всевозможных интерпретаций. В 30-е годы XX века на основе работы Юнга "Психологические типы" Катариной Бриггс и ее дочерью - школьной учительницей Изабелью Майерс Бриггс было разработано отдельное направление, получившее название - "Индикатор типов Маейрс-Бриггс" (МВТI). Первые публикации на эту тему относятся к концу 20-х годов, а первая версия руководства по использованию типологии к 1944 году. Долгое время психологи отказывались признавать новое направление. Их раздражало внедрение в данную сферу людей без специального образования. Но поддержка пришла от коллег-педагогов, которые соглашались проводить среди своих учеников тестирование и читать лекции о типологии. Настоящую известность и популярность типология Майерс-Бриггс обрела к середине 1980-х годов. И по сей день интерес к ней и не ослабевает, а количество сторонников не становится меньше.
Тип работника в организациях
По сути, типология Майерс-Бриггс сегодня - это система распознавания и прогнозирования поведения людей в организациях. Она позволяет учитывать индивидуальные особенности сотрудников. Сторонники данной типологии считают, что с ее помощью можно выстроить эффективное взаимодействие на всех уровнях организации, избежать многих конфликтных ситуаций, решить собственные проблемы и заглянуть во внутренний мир другого человека. Типология Майерс-Бриггс призвана научить человека быстрее и эффективнее разрешать конфликтные ситуации, правильнее организовывать собственный труд и работу сотрудников, уменьшить количество стрессов, приобрести коммуникативную компетентность, т.е. научиться отличать реальные качества от притворства, принимать правильные решения, создавать хорошие команды. Изначально в типологии Майерс-Бриггс рассматривалось 16 психологических типов. В 50-е годы метод был усовершенствован и упрощен.
Сегодня основными являются четыре типа.
SJ - "Организатор", который гарантирует организации порядок. Ориентирован на стабильность. Такие люди сразу устанавливают с персоналом официальные взаимоотношения. Уделяют много времени созданию и поддержанию традиций в организации. Они ценят в коллегах трудолюбие, дисциплинированность и исполнительность. Склонны вводить излишнее количество обязательных правил, процедур и предписаний и обращать повышенное внимание на их соблюдение, а также всегда оценивают практический эффект управленческих решений. Любимые высказывания "Организатора": "я контролирую время", "организация - четко построенная иерархия с четкими обязанностями и должностными инструкциями", "главное - забота, чувство долга и ответственности".
КЕМ СТАТЬ? SJ - администратор по призванию, его дело планировать и структурировать. Поэтому из них получатся хороший военный, руководитель, офис-менеджер.
SP - "Устранитель аварий" - ориентирован на действия. Уделяет много внимания своевременному выявлению неполадок в работе организации. Решает только реально возникающие проблемы. Обладает талантом ведения переговоров и разрешения кризисных ситуаций. Отношения с персоналом выстраивает по принципу сотрудничества. Гибок и терпим с коллегами, воспринимает поведение людей как данность, с которой необходимо работать. Нетерпелив к теориям, абстракциям и долгосрочным проектам. Склонен "забывать" прошлые решения и обязательства. Любит игровые ситуации. Оперирует следующими выражениями: "важно, чтобы было комфортно работать", "гибкость - наше сильное качество", "у нас все предусмотрено".
КЕМ СТАТЬ? Люди этого типа прекрасно справляется с обязанностями, требующими быстрого реагирования - отличные пожарные, врачи или менеджеры по работе с клиентами.
NF - "Вдохновитель" - ориентирован на людей. Устанавливает с персоналом личностные отношения, стремясь к взаимопониманию, гармонии в отношениях. Уделяет много внимания климату в организации. Страдает, когда нарушаются добрые отношения с людьми. Склонен принимать решения, основываясь на личных симпатиях и антипатиях. Может закрывать глаза на проблемы, надеясь, что все само собой разрешиться. Обладает талантом убеждать, вдохновлять и поощрять коллег фразами, типа: "люди - гармоничная команда", "наша команда знает, в чем смысл", "организация - это живой организм".
КЕМ СТАТЬ? Вдохновителю NF, умеющему работать с людьми, лучше стать педагогом, психологом, сотрудником отдела по работе с персоналом, адвокатом или пресс-секретарем.
NT - "Архитектор систем" - обладает стратегическим мышлением и много внимания уделяет стратегии развития организации и планированию изменений. Ориентирован на открывающиеся возможности. Старается рассматривать все возможные альтернативы управленческих решений. Обладает талантом системного мышления. Добивается уважения персонала знаниями и компетентностью. Проявляет интерес к перспективным идеям подчиненных. Склонен не воспринимать чувства людей как реальный фактор. Стремится к постоянному улучшению. С воодушевлением берется за новые, сложные проекты, но, к сожалению, не всегда завершает их. Часто употребляет следующие формулировки: "механизм эффективного функционирования", "общее стратегическое планирование", "сконцентрируемся на принципиальном аспекте".
КЕМ СТАТЬ? Подойдет профессия аналитика, финансиста, маркетинг-менеджера, сотрудника отдела планирования;
Как не ошибиться?
Определяясь с поприщем, постарайтесь соотнести свою будущую профессию с личными качествами и темпераментом. Обратите внимание на то, что говорится в психологических тестах по поводу особенностей вашего характера. Все ли вы знаете про себя? Уверены ли в собственных силах? Подумайте, может та профессия, которую настоятельно рекомендует тест, действительно ваша. И все-таки, определяя тип и профессиональные склонности по методу Майерс-Бриггс нужно учитывать и собственные пристрастия. Возможно, вы являетесь исключением из правил, и выбранная вами работа не соответствует вашему психологическому типу. Но несмотря ни на что, она приносит вам удовольствие. Тогда вряд ли стоит что-либо менять.
Дело Майерс-Бриггс живет и процветает
Типология Майерс-Бриггс наиболее популярна в США, где этот психологический инструмент, способствующий налаживанию взаимопонимания, используется весьма активно. Около 70% американских школьников, задумываясь о будущей карьере и выбирая профессию, проходят тестирование по данной системе. Она широко применяется в педагогике, кадровом менеджменте, семейном консультировании. В России этой типологией интенсивно заинтересовались лет пять назад. Тогда же стали появляться популярные публикации, доступные широкому кругу читателей. Сегодня любой желающий может определить, к какому психологическому типу он относится. Такая самоидентификация точно не навредит в общении с окружающими. В современном мире все большее количество людей занимается изучением типоведения, поскольку применять эти знания можно без ограничений и в личной жизни, и в профессиональной сфере. Но прежде, чем разложить по полочкам достоинства и недостатки окружающих, нужно заглянуть в себя.
Марина Драницына Работа сегодня
АВТОРИЗАЦИЯ
НОВОСТИ
«Война за таланты» на рынке ИТ-специалистов продолжается В условиях стремительного роста ИТ-бизнеса и высокого уровня конкуренции проблема поиска квалифицированных специалистов остро стоит во всем мире Подробнее
Дефицит на столичном кадровом рынке По оценке государственной службы занятости населения г. Москвы количество жителей российских регионов, желающих поработать в столице, с каждым годом уменьшается Подробнее