Большая корпорация или маленькая: куда пойти работать?
Каждый ответит на этот вопрос по-разному. Одним важнее бренд работодателя, другим — возможность распланировать карьеру с самого начала, что вероятно в больших компаниях. Третьи предпочитают браться за несколько дел сразу, и это актуальнее в маленьких фирмах. Сами работодатели признают, что свои плюсы и минусы есть в компаниях любых размеров и структур и давать однозначные советы начинающим карьеристам нельзя.
Карьерный рост
Но, как правило, сразу со студенческой скамьи выпускник стремится попасть в компанию если не самых крупных размеров, то по меньшей мере — с именем, желательно с «раскрученным» брендом.
«Первым в списке достоинств работы в корпорации стоит возможность использовать ее имя в качестве собственного престижа. Для большинства работодателей важно не только то, кем ты работал, но и где: трудовая деятельность в штате компании, чье имя известно на рынке, всегда оценивается положительно», — говорит Ирина Курганова, старший менеджер по работе с клиентами кадровой корпорации Manpower.
Два других достоинства работы в корпорации — стабильная зарплата и предсказуемый карьерный рост. В каждой большой фирме, особенно западной, существует четкая кадровая политика, происходит так называемое плановое повышение. Успешных сотрудников корпорации ценят, но возможность повышения, даже у блестящего специалиста, предоставляется, за редким исключением, не сразу. И нередко занимает достаточно долгий период времени. Соответственно, сразу ожидать быстрого и существенного роста заработной платы в большинстве случаев не стоит. А ведь так хочется!
Но жаждущим скорого увеличения доходов можно порекомендовать стучаться в двери малых организаций: там и карьерный рост будет быстрее, и зона ответственности — шире. Основной плюс работы на работодателя, чей штат не исчисляется сотнями сотрудников, — заключается в том, что при желании человек может за достаточно короткий срок сделать стремительную карьеру и получить руководящую должность. Но тут свои «но».
У крупных компаний есть желание и возможность заниматься развитием персонала: сотрудник в качестве поощрения может быть отправлен на учебу за счет работодателя, организуются языковые или компьютерные курсы, всевозможные тренинги. В крохотной фирме с таким подходом к персоналу встретишься по меньшей мере нечасто. «Кроме того, в большой компании сотрудник может быть на время переведен на работу в региональное представительство компании, в том числе и за рубежом, для обмена опытом и повышения собственной квалификации», — обращает внимание Ирина Курганова. Да и социальная политика в подобных организациях на высшем уровне: соблюдение КЗОТа, полный соцпакет, комфортное рабочее место. (Впрочем, не будем лукавить, «военизированная» корпоративная культура и спартанские условия в глобальных брендах — тоже не сказка.)
На первом месте
Итак, пунктом номер один в приоритетах выпускников оказывается построение карьеры. Как было отмечено экспертами, тем, кто жаждет знать свой карьерный путь с точностью до отдельной ступеньки на карьерной лестнице — дорога в глобальные компании и известные бренды. Например… в группу компаний «Диана». Основной принцип ее кадровой политики — это развитие персонала внутри сети и перспективы карьерного роста.
Так как лишь два учебных специализированных заведения в России готовят специалистов для химчисток и прачечных, компания пришла к выводу о необходимости создания внутрисетевого учебного центра для подготовки персонала. В дальнейшем учебный центр стал площадкой для подготовки не только персонала для работы в химчистках и прачечных, но и местом подготовки менеджеров среднего звена, топ-менеджмента. Была реализована программа по обучению основам управления предприятием, менеджменту, конфликтологии, бизнес-процессам.
К сожалению, малым предприятиям бюджеты на такие образовательные программы даже не снятся. Учебный центр позволяет растить свои кадры с самих первых ступенек. Например, о том, что возможно пройти по пути «секретарь — экономист — финансовый контролер — финансовый директор — генеральный директор» в компании знают не понаслышке. «Практически весь управленческий состав компании представлен сотрудниками, прошедшими подобную карьерную лестницу», — констатирует Марина Семенова, руководитель организационно-кадрового отдела «Объединение «Диана».
Вторым пунктом в рейтинге «притязаний» значится зарплатный вопрос. «В «глобальном бренде» зарплаты, как правило, небольшие, привлекает в них именно стабильность и уверенность в гарантированном заработке», — утверждает Алла Дмитриева, генеральный директор кадрового агентства Steady Bridge.
Впрочем, не будем стричь всех под одну гребенку. «Наши стартовые оклады абсолютно конкурентоспособны, — утверждает менеджер по организационному развитию одного из крупнейших ритэйлеров. — Стандартная зарплата молодого менеджера в Москве, например, составляет 50 000 рублей. Следует также отметить, что в случае успешной работы следующие повышения совсем не заставляют себя ждать». Кроме зарплаты нужно, конечно, упомянуть и другие элементы компенсационного пакета — от оплаты питания и программ страхования сотрудников и членов их семей до программ участия в акционерном капитале корпорации. Редкая небольшая компания сможет конкурировать по этим статьям с крепким средним бизнесом, который может позволить себе не жалеть денег на мотивацию.
А что же в небольших фирмах? «В нашей компании были случаи, когда сотрудники претендовали на высокие уровни зарплаты и заявляли о своих не менее высоких профессиональных качествах. Однако реальные результаты работы не позволили им подтвердить свой профессиональный статус. Они вынуждены были уйти в более крупные фирмы, где уровень личного дохода меньше, но там проще работать, показывая средние результаты, — иллюстрирует слова случаем из жизни своей компании Алла Дмитриева. — В то же время другие работники смогли проявить в нашей компании свои лучшие качества, вырасти профессионально и добиться высоких результатов в работе. В условиях отсутствия верхней планки в зарплате это позволило им заработать суммы, значительно превышающие средний заработок».
При всем этом в глобальной компании достаточно высока конкуренция. Критерием успешности сотрудника является исполнительность и качественное выполнение указаний руководителя, т.е. молодой сотрудник поставлен в достаточно жесткие рамки. «Но даже отрицательный результат его работы незначительно отразится на результате работы фирмы, что снижает уровень личной ответственности», — отмечает важную деталь Алла Дмитриева. Так что в «глобальной компании» сотруднику со средними качествами легче затеряться и проще найти свое место — на заметку не самым амбициозным и смелым!
В то же время выпускники, уверенные в своих силах, знаниях, честолюбивые, желающие зависеть только от себя, выбирают «молодые, не продвинутые» на рынке компании. В таких офисах им предложат максимальную свободу действия! Опыт нарабатывается быстрее. «Минусом, а чаще дополнительным стимулом становится отсутствие гарантированной стабильности в получении необходимых доходов, — продолжает Алла Дмитриева. — В «молодой» компании основным критерием успешности сотрудника является благополучие фирмы и ее положительная динамика развития. Вклад сотрудника в успех предприятия более ощутим и «отдача» более весома». Работа в малой фирме, как лакмусовая бумажка, выявляет все деловые качества сотрудника.
Рост по карьерной лестнице невозможен без постоянного обучения. К примеру, в глобальных брендах уделяется огромное внимание построению системы развития и обучения сотрудников, которая включает учебные модули и непрерывное обучение через новые назначения. Планирование назначений и тренингов систематизировано и проходит по индивидуальной схеме. Ежегодно для каждого сотрудника составляется персональная программа развития, а сам документ разрабатывается сотрудником совместно с его менеджером. На основе аудита существующего багажа и анализа амбиций на будущее разрабатывается план индивидуального развития сотрудника на 6-15 месяцев. Но маленькая компания хороша тем, что внутри нее часто царит семейная атмосфера, где все сотрудники знают друг друга, и каждый при этом выполняет разноплановые функции. «Достоинство человека в такой компании заключается в том, что он, как правило, владеет навыками в смежных профессиях, — заключает Янина Тверская, директор департамента персонала MIRAX GROUP. — Но в такой фирме развитие «вертикальной» карьеры сложнее, так как текучести кадров практически не существует».
Ваше мнение еще не склонилось ни в пользу корпоративных гигантов, ни в сторону компании-бутика с мало кому известным именем? Есть еще один довод, который стоит положить на весы. «Для любого выпускника получить работу в брендовой компании — золотая мечта, потому что проработав даже год в такой корпорации, человек получает не только запись в резюме, повышающую его рыночную стоимость в несколько раз, но и опыт применения уникальных технологических решений в различных областях, — не сомневается Янина Тверская. — Кроме того, крупная организация дает возможность в дальнейшем выбрать другую специализацию, если сотрудник открыл в себе новый талант». Впрочем, с последним утверждением готовы поспорить как рекрутеры, так и те, кто успешно выстраивал такого рода «рваную» карьеру в стенах маленькой фирмы.
В зависимости от отрасли
Выбор «стартовой площадки» во многом зависит и от профессии. К примеру, выпускники с финансовым образованием, планирующие развиваться в области финансового консалтинга, аудита вряд ли найдут более привлекательные предложения, чем программы для выпускников в компаниях Big4, которые, в свою очередь, готовы работать с начинающими специалистами, вкладываться в их обучение и развитие. Причем, как показывает практика, многие из тех, кто начинал в «Четверке», заранее определяли работу в этих глобальных компаниях именно как хороший задел на будущее, вовсе не планируя связывать всю свою жизнь с консалтингом. «И это понятно, потому что такая работа требует больших затрат сил и времени. И многие вчерашние студенты если и готовы работать в подобном режиме, то исключительно ради бесценного опыта, открывающего двери практически в любую компанию реального сектора», — констатирует Карина Семенова, консультант по подбору персонала подразделения ProfySearch компании The Russian Connection Group.
Есть также ряд компаний и в FMCG секторе, которые предпочитают растить свои собственные кадры. Здесь уже можно наблюдать более долгосрочные отношения работодателя и сотрудника, нередки случаи головокружительной карьеры от самой первой ступеньки до ключевых позиций. «В некрупных и мелких компаниях «стартуют» специалисты, в большей степени склонные к быстрому перепрофилированию, скачкам из одного направления в другое, которые не хотят быть «винтиками» и стремятся не вливаться в корпоративную культуру, а скорее самостоятельно ее формировать. Разумеется, все это при условии, что мы говорим о сознательном выборе работодателя, так как не стоит все же забывать и о «куда взяли, туда и пошел», — резюмирует Карина Семенова.
По оценке государственной службы занятости населения г. Москвы количество жителей российских регионов, желающих поработать в столице, с каждым годом уменьшается
У работодателей-транснационалов преимущества могут превращаться в недостатки. В Ростове работают примерно 15 транснациональных компаний — в ритейле, банковской и страховой сферах, не считая массы представительств. Перенимать у них отдельные методики работы с персоналом непросто: все ноу-хау — часть общей философии и системы бизнес-процессов, работающих только вместе
Согласно социологическим исследованиям россияне проводят на работе все больше времени. Рабочая неделя сотрудников офисов в среднем составляет 35,5 часа. В связи с этим наблюдается рост количества жалоб на стресс, повышенную утомляемость и различные заболевания, связанные с сидячей работой
«Война за таланты» на рынке ИТ-специалистов продолжается В условиях стремительного роста ИТ-бизнеса и высокого уровня конкуренции проблема поиска квалифицированных специалистов остро стоит во всем мире Подробнее
Дефицит на столичном кадровом рынке По оценке государственной службы занятости населения г. Москвы количество жителей российских регионов, желающих поработать в столице, с каждым годом уменьшается Подробнее
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на advanhawk.ru обязательна
Forex и торговые сигналы. Торговые сигналы тема .;Манипуляторы перевозки строительные. Перевозка погрузчиков на манипуляторах .; юридический перевод с финского