1 мая 1920 г. В. И. Ленин пронес эпохальное бревно на субботнике в Кремле. С 19 апреля по 1 мая 2008 г. сотрудники российских компаний, вооружившись метлами, швабрами, тряпками и прочим инвентарем, развивали традицию.
«Никого не заставляют! — уверяет менеджер отдела маркетинга головного офиса компании “Кока-кола” Марина Авдеева. — На субботник приходит 90% сотрудников — с мужьями и детьми. Где еще мы могли бы перезнакомиться семьями?» 19 апреля в парке 50-летия Октября под бодрую поп-музыку сотрудники компании собирали мусор. После нескольких часов работы участников ждали обед, призы за лучшую работу и концерт приглашенных звезд. «Мне как человеку умственного труда приятно заниматься трудом физическим, особенно под музыку. Мы все с нетерпением ждем этих субботников и приходим на них в любую погоду», — говорит Авдеева. «Субботники проводят не только в Москве, но в городах России и Европы, где есть заводы “Кока-кола”. В Москве проходит пятый субботник подряд, для нас это и социальная ответственность, и тимбилдинг, и пиар-акция», — комментирует менеджер по внешним связям компании «Кока-кола эйчбиси Евразия» Екатерина Чулкова.
Sms-субботник
В тот же день и по такому же сценарию субботник проходил и в компании «Мегафон». Участники в фартуках зеленого корпоративного цвета убирали мусор и сажали деревья в парке около Новодевичьего монастыря. «Зеленый субботник» — ежегодная экологическая акция, запущенная в Москве три года назад«, — рассказывает советник генерального директора компании «Мегафон-Москва» Роман Проколов. «А наши абоненты, даже находясь далеко от дома, могут принять участие в экологическом движении компании, отправив специальное экологическое sms (стоит, как обычное). На вырученные средства компания покупает саженцы деревьев, которые сотрудники вместе с абонентами сажают в парках Москвы. Каждый может посадить и именное дерево», — добавляет начальник отдела по связям со СМИ компании «Мегафон» Татьяна Зверева. В этом году экологическая акция «Мегафона» вышла на федеральный уровень: с 19 по 26 апреля субботники прошли в 25 городах России от Волгограда до Биробиджана.
Если компания не готова проводить субботник своими силами, она может финансами и руками помочь компании-организатору. «В этом году Ситибанк выступил как спонсор субботника WWF. На наши средства были куплены перчатки, мешки, организован вывоз мусора, — поясняет менеджер по корпоративной социальной ответственности Ситибанка Татьяна Авраменко. — Наши сотрудники участвовали и как волонтеры, убирали Измайловский парк, за что нам вручили приз — скворечник».
Адвокаты-сеятели
Если крупные компании убирают парки, то мелкие наводят порядок в собственных офисах. «Мы проводим субботники уже 20 лет, с момента основания компании, — рассказывает адвокат юридического центра “Тиан” Московской коллегии адвокатов Валерий Ангелов. — В этом году посеяли траву на прилегающем к офису участке, вымыли окна, разобрали старые бумаги. Потом отметили событие в ресторане». Ангелов убежден, что адвокату не зазорно ходить с граблями или тряпкой: «Только благодаря субботникам я узнал, как сеять траву или мыть окна. Это знание мне не помешает». Офисные субботники чаще всего проходят по инициативе руководителей высшего и среднего звена. «В апреле прошлого года я увидел, что в офисе стало неуютно, и предложил навести порядок руками сотрудников, — рассказывает главный редактор корпоративного СМИ RetailMedia.ru Сергей Гребенников. — Администрация согласилась, люди тоже. Несмотря на то что участие в субботнике не было обязательным, пришли все. Работали не в субботу, а в день перед майскими праздниками. Уборка заняла два часа, потом было небольшое угощение — пицца и безалкогольные напитки. В этом году субботник прошел точно так же». «Когда адвокаты и водители работают на равных, коллектив отлично сплачивается», — считает Ангелов. «Это элемент внутрикорпоративной культуры. После субботника, во время фуршета, люди могут поделиться проблемами в неформальной обстановке», — соглашается Гребенников.
Не только по субботам
«Наша компания предпочитает в качестве тимбилдинга скорее не субботники, а корпоративные вечера, выезды на природу, празднование важных для компании дат. Но внутренние “пятничники” мы проводим регулярно: наводим в кабинетах порядок, лишние документы и папки отправляем в архив, стараемся поддерживать уют», — рассказывает пиар-директор компании «Г.М.Р. планета гостеприимства» Карина Погосова.
«Каждый месяц мы устраиваем творческие субботники — просто махать тряпкой неинтересно, поэтому после уборки офиса мы играем. На последнем субботнике — в ассоциации, — говорит арт-директор информационно-книготорговой компании IndexMarket и NEXTdesign Agency Павел Кудрявцев. — У нас дружный коллектив, поэтому никто не отказывается. Во время таких встреч мы обсуждаем и рабочие моменты, и заряжаемся позитивом на следующий месяц.»
«У понятия “субботник” негативный идеологический оттенок. Еще многие помнят, как людей насильно сгоняли на субботники, — соглашается независимый бизнес-тренер Родион Чепалов. — И все же пусть медленно, но субботники будут внедряться в нашу корпоративную культуру. Мотивация участников может быть самой разной: для одних это возможность сблизиться в неформальной обстановке с начальством, для других — совершить что-то необычное или хорошее, а для кого-то — возможность отказаться от вскапывания тещиного огорода в пользу вскапывания корпоративного скверика. В любом случае субботники приживутся только в благополучных компаниях, сотрудникам которых не унизительно работать бесплатно и в выходной».
По оценке государственной службы занятости населения г. Москвы количество жителей российских регионов, желающих поработать в столице, с каждым годом уменьшается
У работодателей-транснационалов преимущества могут превращаться в недостатки. В Ростове работают примерно 15 транснациональных компаний — в ритейле, банковской и страховой сферах, не считая массы представительств. Перенимать у них отдельные методики работы с персоналом непросто: все ноу-хау — часть общей философии и системы бизнес-процессов, работающих только вместе
Согласно социологическим исследованиям россияне проводят на работе все больше времени. Рабочая неделя сотрудников офисов в среднем составляет 35,5 часа. В связи с этим наблюдается рост количества жалоб на стресс, повышенную утомляемость и различные заболевания, связанные с сидячей работой
«Война за таланты» на рынке ИТ-специалистов продолжается В условиях стремительного роста ИТ-бизнеса и высокого уровня конкуренции проблема поиска квалифицированных специалистов остро стоит во всем мире Подробнее
Дефицит на столичном кадровом рынке По оценке государственной службы занятости населения г. Москвы количество жителей российских регионов, желающих поработать в столице, с каждым годом уменьшается Подробнее